Несмотря на серьезнейшие экономические проблемы, состоянию дел в грузинских банках в последние месяцы даются взаимоисключающие оценки.
В начале декабря прошлого года представитель французской банковской группы «Сосьете Женераль» (эта группа владеет контрольным пакетом грузинского банка «Республика») Жером Лонгре заявил: «Многие еще не знают, что в Грузии тяжелейший банковский кризис, а это в конечно итоге вызовет масштабный экономический и социальный кризис. Из головного офиса в Париже мы получили категорическое указание прекратить выдачу любых кредитов в Грузии и ждать новых распоряжений».
Впрочем, выдачу кредитов коммерческие банки приостановили еще в дни августовской агрессии России. Тогда же частные и юридические лица стали в массовом порядке выносить свои вклады. По данным газеты «Банкеби да финансеби», только за август 2008 года активы коммерческих банков сократились на 700 миллионов лари, из них 400 миллионов забрали вкладчики.
Противоположной точки зрения придерживается президент Ассоциации баков Грузии Зураб Гвасалия. «Хочу еще раз разъяснить, — сказал З. Гвасалия в интервью еженедельнику «Банкеби да финансеби», — что сегодня нет серьезного банковского кризиса, а есть поствоенные тенденции с признаками кризиса. Как будут развиваться процессы в будущем, зависит от нескольких факторов, из которых надо выделить, в первую очередь, внутреннеполитический фактор, то есть, какой будет политическая активность в 2009 году, в том числе и характер отношений с Россией, какими будут динамика и продолжительность мирового кризиса. Не надо упускать из виду еще одно важнейшее обстоятельство — насколько эффективной будет средняя и долгосрочная антикризисная программа правительства».
Спад экономики в Грузии, как и во всем мире неизбежен. Тем не менее, как местные, так и иностранные эксперты утверждают, что рост экономики в 2009 году составит примерно 2—3 процента. Именно на такой показатель ориентируется правительство Грузии. Если учесть, что в предыдущие 3—4 года среднегодовой темп роста экономики достиг 9%, это серьезный шаг назад.
Естественно, что снижение экономической активности отразится на коммерческих банках. Если в предыдущие годы банковский сектор характеризовался довольно высокими темпами развития и среднегодовой рост активов превышал 50%, то в 2009 году, как считает З. Гвасалия, этот показатель снизится до 10%-12%. Иначе говоря, темпы роста резко упадут, но развитие банковской активности в той или иной мере будет иметь место.
Исходя из сложившихся обстоятельств, коммерческие банки вынуждены изменить стратегию. До российской агрессии и начавшегося 15 сентября прошлого года мирового кризиса стратегия ведущих банков заключалась в экспансии рынков и расширении сети филиалов, увеличении численности персонала и т. д.
Новые условия требуют оптимизации расходов, из которых более половины составляет заработная плата, а значит, на первом месте стоит сокращение персонала. Уже уволены тысячи служащих и увольнения продолжаются. Некоторые банки отказались от создания новых филиалов, однако далеко не все. Например, банк «Республика», к примеру, уже открыл одно и планирует открыть еще 15 региональных отделений, а значит, надеется, в той или иной мере, сохранить темпы развития. Такое же направление избрал «Прокредитбанк», который уже открыл два и намерен открыть еще открыть в течение года 15 филиалов.
Повышение стоимости кредитов банки также объясняют новыми условиями и увеличивающимися рисками. К примеру, «Прокредитбанк» выдает кредиты крупным компаниям на десять лет, а средним и мелким — на три-пять лет, при этом годовой процент колеблется в пределах 19%-34%. Профессор Яков Месхия так комментирует этот факт: «Если сохранятся такие высокие ставки на кредиты, это значительно снизит влияние банковского сектора на стимулирование экономики, что еще больше углубит экономический кризис».
Какую политику ведет на сложившемся фоне Национальный банк Грузии? Вот что говорит по этому поводу президент Ассоциации коммерческих банков Грузии Зураб Гвасалия:
«Активная приватизация в последние два года привела страну к так называемому «голландскому синдрому». Речь идет о тем, что поступление иностранной валюты превысило потребность экономических субъектов в ней. В итоге валютные резервы Национального банка превысили миллиард долларов. С одной стороны это привело к укреплению национальной валюты, но с другой стороны — к росту потребительских цен и инфляции».
Такая ситуация складывается во всех странах, которые характеризуются малосектороной экономикой. В Грузии рост внутреннего валового продукта достигается главным образом, за счет финансово-посреднического сектора, предприятий связи, транспорта и строительной индустрии. Доля реальной экономики — промышленности и сельского хозяйства в росте ВВП крайне мала. Красноречивой иллюстрацией этого служит то, что доля сельского хозяйства в кредитом портфеле всей банковской системе по итогам 2008 года составляет ничтожно малую цифру — 4%. В таких условиях главным критерием оценки деятельности Национального банка является обеспечение стабильности финансового рынка, в первую очередь, управление ликвидностью банковского сектора и недопущение нежелательных отклонений от прогнозируемых показателей инфляции. На сегодня обе эти проблемы более или менее отрегулированы.
Начало нынешнего года отмечено «сюрпризом», говорящим о том, что не все так гладко в банковской системе что впереди возможны новые сюрпризы.
Речь о том, что в январе неожиданно, молниеносно и очень дешево был продан «Народный банк». Это один из ведущих финансовых институтов с двумястами филиалами, более чем 150 банкоматами и полутора миллионов клиентами. О тяжелом положении банка говорит хотя бы то, что из трех тысяч сотрудников было уволено более тысячи человек. Банком владели грузинские акционеры. Теперь контрольный пакет в 65,24% перешел к английской компании «Евройл». Англичане заплатили смехотворно мизерную сумму — 12, 51 миллионов лари. На вопрос, почему это произошло, можно ответить только так — значит, кому-то это было нужно.
Комментируя этот факт, академик Ладо (Владимир) Папава, который в свое время был министром экономики, сказал в интервью газете «Резонанси», что опасность банкротства банков еще не снята с повестки дня. Но в целом он, как и президент Ассоциации банков Зураб Гвасалия, настроен оптимистически. Свой оптимизм академик объясняет следующим образом. Во-первых, Национальный банк задействовал успешный механизм рефинансирования коммерческих банков со сравнительно низкими процентными ставками. Это дало банкам возможность выйти из шокового состояния, в которое они попали во время и после российской агрессии в августе прошлого года. Во-вторых, долг в полмлрд. долларов США, который должны выплатить коммерческие банки своим зарубежным партнерам весной этого года не представляет особой проблемы. Страны-доноры специально для коммерческих банков Грузии выделяют более 800 миллионов долларов США. По расчетам экспертов, этих денег достаточно, чтобы не только расплатиться с долгами, но и сохранить устойчивость всей банковской системы.
Нугзар ЭСЕБУА