Европейский банковский сектор бьет тревогу: затянувшийся греческий кризис и снижение рейтингов ведущих стран ЕС заставляют институты все больше опасаться за свои средства. Поэтому, несмотря на низкие проценты, они предпочитают размещать деньги в ЕЦБ, а не одалживать друг другу. И, по мнению экспертов, поставленный во вторник рекорд краткосрочных вложений — еще не предел.
Однодневные вклады в ЕЦБ росли на протяжении всего последнего времени и составили во вторник 501,93 млрд евро, впервые превысив рубеж в полтриллиона. Таким высоким этот показатель уровня тревожности банков не был даже в разгар глобального кризиса. Для сравнения, на протяжении 2008 года однодневные вложения составляли в среднем всего 50 млрд евро, годом позже — почти 110 млрд евро. В 2010 году они достигли 145 млрд евро, а в прошлом — снизились до 102 млрд евро.
По мнению экспертов, нынешний рекорд будет побит. «Мы должны привыкнуть к такому уровню, — цитирует Reuters одного из трейдеров. — Пройдет еще не один год, пока доверие банков не восстановится». Другой трейдер выразил уверенность в том, что размеры краткосрочных вложений будут расти.
Инвесторы рассматривают ЕЦБ как тихую гавань, защищенную от рисков, поэтому вкладывают в него деньги, несмотря на низкий процент, всего 0,25—0,30%. Друг другу банки доверяют куда меньше, поэтому рынок межбанковского кредитования переживает упадок, несмотря на куда более высокие проценты.
Как рассказал РБК daily аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин, такое поведение финансовых институтов связано, во-первых, с тем, что банки опасаются негативного развития ситуации в экономике и, соответственно, меньше кредитуют, боясь роста просрочки, во-вторых, не хотят размещать средства в рыночные инструменты
Росту межбанковских кредитов не помогла даже щедрая раздача средств ЕЦБ, выдавшего в конце года институтам трехлетние займы на аналогичную сумму — почти 500 млрд евро под 1% годовых. Тем не менее Центробанк не сдается. По словам одного из участников рынка, в конце февраля ЕЦБ может выдать институтам еще один значительный заем, хоть и не столь большой — 200—400 млрд евро.
Татьяна ГЛАЗКОВА