Несколько дней подряд инвесторы активно скупали еврооблигации ТКС Банка. Трейдеры отмечали ажиотажный спрос на бумаги двух выпусков — с погашением в 2015 и 2018 гг. В результате доходность выпуска с погашением в 2018 году упала с 11,5% в начале марта до 10,36% в начале апреля. Аналогично изменилась доходность выпуска с погашением в 2015 году, снизившись с 8,3% в начале марта до 6,8% в начале апреля. «С начала марта облигации ТКС Банка (речь идет о выпуске с погашением в 2018 году — Forbes) выросли в цене на 6%, тогда как рынок остался практически без изменений», — сказал Forbes управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов.
«Если посмотреть на евробонды российских банков, то спред между первым эшелоном (Сбербанк, ВТБ) и вторым (Номос-банк, Промсвязьбанк, ТКС, «Русский Стандарт») начиная с ноября прошлого года начал резко сокращаться, — говорит управляющий директор Europa Finance Евгения Случак. — Бумаги второго эшелона (срок погашения — 2015—2016 гг.) выросли примерно на 150 базисных пунктов. Все это, конечно, свидетельствует об увеличении у инвесторов аппетитов к риску». Однако, замечает она, евробонды ТКС Банка с марта начали выбиваться из общей картины — за минувший месяц они поднялись в стоимости на 4%, при этом доходность упала на 1,5%-2%.
«Всплеск покупок евробондов ТКС Банка связан с пересмотром качества эмитента ведущими рейтинговыми агентствами. Качество эмитента увеличилось на ступень, в то время, как доходность соответствовала прежнему уровню рейтинга. В связи с этим крупные инвестиционные дома открыли позиции по данному инструменту. В итоге спрос вырос, доходность стала ниже, как у компаний аналогичного инвестиционного качества», — предлагает свое объяснение глава аналитического отдела Xelius Group Дмитрий Черемушкин. Действительно 23 марта рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ТКС Банка с В до В+.
Евгения Случак не согласна с этим объяснение.: «Цену разогнало не это. Даже после пересмотра рейтинг ТКС Банка остается на 2—3 ступени ниже рейтингов Промсвязьбанка и Номос-банка, а спред стал при этом таким же, как у них», — говорит она и предлагает свое объяснение. «Такая картина, скорее всего, связана с тем, что по рынку ходят слухи о продаже банка, и те, кто сейчас скупают евробонды, видимо, надеются на то, что покупателем станет станет банк с рейтингом выше ТКС», — уверена Случак.
Александр Орлов согласен: «Учитывая, что Тиньков* каждый раз, запуская новый проект, старый бизнес продает, напрашивается следующий вывод: Тиньков* объявил о запуске авиапроекта (везде висит реклама «Tinkoffairlines.ru скоро»), значит, банк кому-то уже пристроил. Вероятнее всего, пристроил кому-то большому. У Сбера и ВТБ есть свое розничное направление, а вот у Газпромбанка оно не так развито», — говорит Орлов.
Впервые о намерении создать авиакомпанию Олег Тиньков* написал в своем аккаунте в твиттере 2 марта: «Решил запустить авиакомпанию Tinkoff Airlines. Дадим батл Савельеву [Виталий Савельев — генеральный директор «Аэрофлота»]. Не говорите только журналистам, прошу!» и разместил фотографию пилота, сообщив, что это «первый пилот новой авиакомпании». На сообщение почти никто не обратил внимания, и через пару дней — 5 марта — Тиньков* вновь написал о планах по созданию авиакомпании: «А почему бы не запустить Tinkoff Airlines? Аэрофлот, Трансаэро и S7 — это не то. Будем переворачивать рынок». Следом обещал взять в лизинг 200 Boeing 737 и снизить цены на авиабилеты в России, а еще через несколько дней — 10 марта — поместил фотографию со «съемок рекламной кампании Tinkoff Airlines».
Олег Тиньков* неоднокрано опровергал факт продажи банка. В истории же с Tinkoff Airlines, по данным Forbes, речь идет всего лишь о запуске кобрендинговой карты, которая позволит копить мили сразу во всех авиакомпаниях. В четверг вечером должна состояться официальная презентация проекта. Представитель ТКС Банка Олег Анисимов в среду отказался от комментариев.
Елена ТОФАНЮК
*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.