Спасти интернет-платежи

Дата публикации: 30.01.2014 17:30
13 186
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru
К борьбе против скандального законопроекта, ужесточающего требования к переводу электронных денег под предлогом борьбы с терроризмом, подключилось некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка» (НСФР). Предупреждая, что принятие такого закона приведет к снижению доступности финансовых услуг для населения и росту теневого оборота наличных, НСФР в интересах и при поддержке ряда крупных банков обратился за помощью к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Как стало известно порталу Банки.ру, 30 января председатель НП «НСФР» Андрей Емелин направил Игорю Шувалову письмо (есть в распоряжении Банки.ру), где сообщил о проблемах, которые возникнут на финансовом рынке, если будет принят законопроект (№ 428896—6) о существенном ограничении переводов электронных денежных средств (ЭДС).

Цели и средства платежа

Законопроект вносит поправки в законы «О национальной платежной системе» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (№ 115-ФЗ) в части ужесточения требований к переводу ЭДС.

Инициатива, по замыслу ее авторов, направлена на снижение рисков использования анонимных средств платежа для финансирования терроризма и легализации (отмывания) преступных доходов, на усиление защиты граждан и общества от терроризма. Ее внедрение может практически свести на нет работу систем электронных денег и сделать бессмысленным использование предоплаченных банковских карт.

Основная цель банкиров, судя по материалам НСФР, — добиться того, чтобы данный проект вообще не рассматривался законодателями и был отозван. Для обоснования этой позиции НСФР составил также заключение (есть в распоряжении портала Банки.ру) на законопроект.

Письмо Игорю Шувалову и заключение подготовили и поддержали, по данным Андрея Емелина, крупные кредитные организации: Абсолют Банк, «Восточный Экспресс», ДжиИ Мани Банк, «Зенит», Нордеа Банк, «Открытие», Росбанк, Связной Банк, СМП Банк, «Уралсиб», «Хоум Кредит».

Против кого дружим

Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента 15 января этого года комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Одним из его авторов является председатель этого комитета депутат от «Единой России» Ирина Яровая. Комитет Госдумы по финансовому рынку назначен ответственным за рассмотрение проекта данного документа. По данным, опубликованным на сайте Госдумы, этот комитет предлагает принять законопроект к рассмотрению нижней палатой парламента.

Законопроект, в частности, предполагает установить, что при использовании физическим лицом неперсонифицированного (анонимного) электронного средства платежа (ЭСП, к таковым относятся электронные деньги и предоплаченные банковские карты) лимит в любой момент не должен превышать 5 тыс. рублей. Общая сумма переводимых таким образом средств не может превышать в течение одного дня 1 тыс. рублей (при использовании электронных денег) или 3 тыс. рублей (при использовании предоплаченной карты) и 15 тыс. рублей в течение месяца. Одновременно законопроектом полностью исключается использование неперсонифицированных ЭСП при трансграничных переводах. Такие переводы, согласно проекту, должны осуществляться только при идентификации клиента.

Действующее законодательство предусматривает, что использование ЭСП осуществляется физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тыс. рублей. При этом общая сумма переводимых электронных денег (с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа) не может превышать 40 тыс. рублей в течение календарного месяца. В остальных случаях требуется идентификация клиента.

Пишите письма крупным почерком

В письме главы НСФР Андрея Емелина первому вице-премьеру Игорю Шувалову отмечается, что предлагаемые законопроектом № 428896—6 положения, касающиеся ужесточения требований к переводу ЭДС, являются «необоснованными и чрезмерными, противоречат принимаемым правительством Российской Федерации и Банком России мерам по стимулированию безналичного оборота и не решат заявленной цели».

Проведенный участниками финансового рынка анализ показал, говорится в письме, что предлагаемое в данном проекте «крайне значительное ограничение переводов ЭДС окажет существенное негативное воздействие на уже сложившуюся систему дистанционных безналичных платежей, усложнит осуществление переводов денежных средств даже на незначительные суммы».

По мнению авторов письма первому вице-премьеру, принятие такого закона повлечет ряд негативных последствий. Во-первых, существенное сокращение российского рынка электронных платежей, снижение доступности финансовых услуг для населения и ущемление прав потребителей по выбору формы оплаты товаров и услуг. Во-вторых, увеличение неконтролируемого наличного оборота, снижение возможностей для выявления незаконных финансовых операций и рост теневого финансового рынка. В-третьих, снижение собираемости налоговых и иных платежей в бюджеты всех уровней.

«Принятие предлагаемых в законопроекте № 428896—6 изменений значительно повысит издержки плательщиков, в первую очередь в удаленных и труднодоступных местностях, что значительно снизит их платежную дисциплину и приведет к неисполнению или просрочке исполнения ими обязательств, в настоящее время все чаще оплачиваемых с использованием неперсонифицированных ЭСП (например, штрафов ГИБДД)», — объясняет Емелин в письме Шувалову. Глава НСФР также указывает в письме на возможность отказа многих россиян от использования ЭСП и, как следствие, на угрозу снижения платежной дисциплины при оплате услуг ЖКХ и потребительских кредитов.

Мы чтим Административный кодекс

Андрей Емелин также хочет обратить внимание Игоря Шувалова на чрезмерно жесткую ответственность банков, которую также предполагается установить в случае принятия обсуждаемого законопроекта.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предполагается дополнить новой статьей 15.27-Прим, предусматривающей введение нового состава административного правонарушения — финансирование терроризма. «Предлагаемая статья 15.27-Прим КоАП РФ позволяет привлекать к ответственности все организации, участвующие в переводе денежных средств, квалифицируемом впоследствии как связанный с финансовым терроризмом», — пишет Андрей Емелин первому вице-премьеру. Глава НСФР отмечает, что здесь может идти речь о нарушении
основополагающего принципа наказания только за противоправное и виновное деяние.

«Формулировка понятия «финансирование терроризма», предлагаемая в статье 15.27-Прим КоАП РФ, повторяя определение понятия «финансирование терроризма», предусмотренное в части 4 статьи 3 закона № 115-ФЗ, не содержит словосочетания «с осознанием того, что», — говорится в заключении НСФР. — В этой связи исключает из состава указанного правонарушения важнейший элемент — вину субъекта ответственности, что коренным образом меняет суть диспозиции данной нормы».

За указанные в «проектируемой» статье 15.27-Прим КоАП деяния на юридические лица может быть наложен штраф в сумме от 1 млн до 60 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. По мнению Андрея Емелина, риску несправедливого применения административной ответственности могут подвергнуться все без исключения кредитные организации.

Чтоб не пропасть поодиночке

По мнению независимых экспертов, опрошенных порталом Банки.ру, эффект от подобных писем будет, если финансисты и сторонники их позиции по поводу указанного законопроекта объединят усилия. Выступят единым фронтом. Пока этого нет. Хотя представители банков, их профессиональных объединений и даже некоторые чиновники озвучивают схожие позиции относительно перспектив введения указанных ограничений по переводам электронных денежных средств.

Так, 27 января глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил в интервью агентству «Прайм», что упорядочивать отношения в этой сфере нужно постепенно. «Понятно, что мы должны постепенно переводить расчеты и платежи в авторизованную форму, но резких движений я бы старался избежать, — передало агентство слова Улюкаева. — Все-таки нужно думать об удобстве для граждан. Такие резкие движения, мне кажется, непродуктивны».

Чуть ранее, в кулуарах Давосского форума глава Сбербанка Герман Греф сообщил агентству Bloomberg, что направил в администрацию президента, Банк России и Минфин письма с просьбой оградить анонимные платежи в Интернете от чрезмерно жесткого регулирования.

По состоянию на 30 января дата рассмотрения законопроекта в первом чтении на пленарном заседании Госдумы, по данным сайта нижней палаты парламента, не назначена.

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

А какая практика есть в странах, где ввели такие ограничения?
2

R2D122
30.01.2014 20:34
Мне вот здесь не все понятно. Например, покупая в интернет-магазине Китая нечто для авто я через WebMoney (данные паспорта там имеются) плачу 20.000 руб - так что, теперь я этого сделать не смогу?!(если примут, конечно, Законопроект).
2

chere
30.01.2014 21:41
Я в последнее время все коммунальные счета оплачиваю с помощью электронных платежей. Один только платёж за ЖКХ более 5000 руб. не считая электричества и т.д. Неужели опять в очереди в банки (((. Лучше бы обязали Петроэлектросбыт, Почту России и подобных монополистов принимать оплату по картам. А то без налички к ним не приходи... а ЗП всем уже давно на карты начисляют...
3

rsergio
30.01.2014 22:36
А я не понимаю какой минус в законе.
Все что нужно сделать клиентам - пройти идентификацию. Лично я прошел идентификацию в Яндекс.Деньги без проблем, т.е. ограничений никаких не будет. Часть платежей плачу через ИБ моего банка - там я тоже идентифицирован.

А вот то, что есть анонимные кошельки - это отличный путь кражи денег, когда они уходят куда-нибудь на телефон или кошелек и все, концы на этом теряются, полиция уже не знает куда ушли денюшки.
5

perm242
30.01.2014 22:46
да уж , приятного мало ..... прощай QIVI кошелёк что - ли ?
1

Обучение

Материалы по теме