С 1 июля у определенной категории российских автомобилистов появилась возможность оформления полиса ОСАГО через Интернет. Правда, к новшествам оказались готовы лишь около 20% участников рынка ОСАГО. Кто уже сегодня может оформить Е-полис и в каких страховых компаниях, выяснил портал Банки.ру.
С 1 июля 2015 года в России вступили в силу поправки в законодательство о возможности заключения электронных договоров ОСАГО (Е-полис). Как пояснили Банки.ру в Российском союзе автостраховщиков, электронный полис обязательной «автогражданки» можно оформить через сайт страховой компании, по аналогии с электронным авиабилетом, или через сайт госуслуг. Вводиться Е-полисы будут поэтапно. Так, с 1 июля физическим лицам доступна лишь возможность пролонгации действующих договоров ОСАГО в электронном виде. Чуть позже, с 1 октября 2015 года, автомобилисты уже смогут приобрести новый договор ОСАГО, а с 1 июля 2016-го электронный полис станет доступен и юридическим лицам.
Чтобы оформить Е-полис, гражданину достаточно зайти на сайт страховщика, написать заявление по установленной форме и ввести все необходимые сведения. После чего сайт страховой компании обращается к базе АИС РСА. В случае если указанная страхователем информация не соответствует данным из АИС РСА, в Е-полисе клиенту будет отказано. После проверки сведений договор регистрируется в АИС, ему присваивается номер, клиенту выставляется счет, и он производит оплату, после чего получает свой полис в электронном виде. «Все документы, которые ранее автовладельцы несли в бумажном виде в страховую компанию, теперь нет необходимости предоставлять. Общение страховой компании и гражданина сведено к минимуму, – объясняет президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. – Страхователь-физлицо подписывает заявление простой электронной подписью (логин и пароль при входе на сайт страховщика). Страховая компания ставит свою подпись – усиленную электронную подпись». Проблема наличия талона техосмотра, без которого сегодня нельзя купить полис обязательной «автогражданки», в случае с Е-полисом будет решаться путем взаимодействия информационных баз данных РСА и ГИБДД.
Юргенс уточняет, что после введения с 1 июля 2015 года электронных полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) водителям необходимо будет иметь при себе либо полис ОСАГО старого образца, напечатанный на бланке строгой отчетности, либо распечатку электронного полиса — по аналогии с тем, как оформляются в электронном виде авиабилеты. Это необходимо для сотрудников ГИБДД, которые будут проверять наличие электронного полиса у водителя. «Полисы ОСАГО в бумажном и электронном виде будут обращаться параллельно. Представители ГИБДД намерены осуществлять проверку наличия полисов ОСАГО при регистрации транспортных средств. Кроме того, в крупных городах сотрудники ГИБДД, имеющие планшеты, смогут в режиме реального времени проверить по распечатке полиса, зарегистрирован ли он в общей федеральной базе ОСАГО. Для тех сотрудников ГИБДД, которые не располагают подобными возможностями, остается вариант обращения за подобной информацией по рации», — разъясняет порядок проверки полиса ОСАГО Юргенс.
Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что проект электронного полиса ОСАГО не столь прост, как многим кажется на первый взгляд. «Граждане начнут заходить на сайт страховой компании, который при попытке оформления электронного полиса ОСАГО будет неработоспособен. Будет появляться какая-нибудь табличка вроде того, что в связи с техническими сложностями оформить электронный полис невозможно, надо обратиться в офис компании», — уверен Тюрников. По его мнению, чтобы Е-полис успешно работал, система должна быть очень простой и доступной для каждого гражданина. «Непонятно требование по авторизации автовладельца на сайте страховой компании – кто придумал эту глупость? Электронный полис должен выдаваться без всякой авторизации», — возмущается Тюрников, добавляя, что страховые компании делают все для того, чтобы не продавать полисы ОСАГО через Интернет.
Пока только 22 страховые компании из 99, занимающихся обязательной «автогражданкой», подали в Российский союз автостраховщиков заявки на получение бланков полисов ОСАГО в электронном виде. Среди крупных страховщиков, подавших заявки, оказались «АльфаСтрахование», ВСК, «МАКС», «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «УралСиб».
По состоянию на 30 июня заявки на электронные полисы не подали такие крупные страховщики, как «Согласие», «Ингосстрах», «СОГАЗ», «Южурал-АСКО». Ранее в интервью Банки.ру заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Дамир Аксянов сообщил, что компания не будет заниматься продажей полисов ОСАГО через Интернет. В «Ингосстрахе» заявили, что вопрос электронного ОСАГО не проработан в достаточной степени. «Есть много технологических и операционных рисков. Мы занимаемся этим вопросом, но запускать будем только тогда, когда все вопросы будут досконально проработаны», — говорит директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Добавим, что продажа полисов ОСАГО в электронном формате является правом страховщиков, но не обязанностью. Поэтому отказ некоторых страховщиков от Е-полиса не повлечет за собой никаких санкций в отношении этих компаний.
Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru
Комментарии
И что? где эти разговоры теперь? Теперь все говорят о сокращении издержек, операционистов и офисной сети, о развитии дистанционных каналов и переводе клиент онлайн.
Продажа билетов на поезд, на самолет долгое дело было вещью крайне оффлайновой (особенно в России). А что сегодня? большинство покупает билеты онлайн.
Тоже самое будет и со страховщиками. Сейчас они крутят носам, пара лет и они будут делать скидку за оформление онлайн.
«Уважаемый страхователь, представленные Вами в заявлении о страховании данные
не совпадают с данными автоматизированной информационной системы ОСАГО
Российского союза автостраховщиков. Заключение договора ОСАГО в виде
электронного документа невозможно.
Необходимо уточнить представленные Вами данные и повторно заполнить все поля
заявления на страхование.»
ПРОВЕРЯЛ С ЛУПОЙ ДЕСЯТЬ РАЗ ВСЕ ДАННЫЕ.