Комиссия за снятие наличных в третьей валюте
Без оценки
Добрый день!
До прояснения ситуации оценку ставить не буду, т.к. пока непонятно, на чьей стороне проблема.
Ситуация следующая.
Я получил карту ВПБ MasterCard Standard по тарифу "Удобный" (рубли), польстившись на сочетание двух пунктов меню:
- первые три снятия денег в банкомате бесплатны;
- конвертация происходит по курсу ЦБ РФ.
Моя задача (помимо обычных платежей картой и т.п.) - периодически снимать наличные чешские кроны в банкоматах на территории Чехии. Соответственно, я ожидал, что, благодаря столь замечательным условиям, я получу возможность снимать чешские кроны с рублёвого карточного счёта по курсу ЦБ РФ.
Практика показала, что это не так. При снятии крон в конечном итоге курс оказывается примерно на 2,6% хуже ожидаемого. Я проверил это дважды, в двух разных банкоматах.
Позвонил в банк, чтобы узнать, как такое возможно. После долгих разбирательств мне пояснили ситуацию так.
Оказывается, помимо тарифа есть правила работы с банковскими картами ВПБ. По этим правилам, при снятии наличных в третьих валютах происходит двойная конвертация. Сначала на этапе между банком - владельцем банкомата и платёжной системой (из крон в доллары), потом - между платёжной системой и ВПБ (из долларов в рубли). При этом обязательство банка касательно конвертации по курсу ЦБ относится только ко второму этапу. Мне назвали сумму в долларах, которую, по словам сотрудников, выставила банку платёжная система. Если верить этой информации, банк действительно провёл конвертацию из долларов в рубли по курсу ЦБ РФ, а сумма увеличилась где-то на предыдущих этапах.
Обращаю внимание: я проверил действовавшие на момент проведения операции (не снятия, а окончательного проведения) курсы MasterCard и выяснил, что ПС могла добавить к курсу не более 0,4%. Откуда взялись остальные расходы, выяснить не удалось.
Я хотел бы получить максимально точный ответ на следующие вопросы:
1) Почему в тарифе "Удобный" не указано, что понятие "конвертация" относится только к операциям между ПС и банком? Если бы эта информация была указана, это радикально изменило бы моё (и, как показывает обсуждение на форуме, не только моё) мнение относительно этой карты и тарифа. Фактически, банк вводит клиентов в заблуждение, не уточняя вопрос конвертации.
2) Можно ли получить полную раскладку моих расходов при снятии валюты (чешских крон) в чешском банкомате с разбивкой по всем этапам платежа? Такая раскладка могла бы доказать, что ВПБ не виноват в исчезновении денег со счёта.
Спасибо.
Военно-Промышленный Банк
2013-11-22T18:33:00+04:00
Уважаемый Артем!
По результатам проведенного расследования по Вашему отзыву сообщаем следующее:
Согласно п. 3.19 Правил предоставления и использования банковских карт АКБ «ВПБ» (ЗАО), с которыми Вы были ознакомлены и согласны, о чем свидетельствует Ваша подпись на Заявлении-обязательстве на выпуск и обслуживание банковской карты, при расчетах по операциям, совершенным клиентом в торгово-сервисных предприятиях, ПВН или банкоматах, обслуживаемых сторонними Банками, конвертация денежных средств в случае, если валюта операции отлична от валюты счета карты, осуществляется в следующем порядке:
• Платежной системой: суммы операции из валюты операции в одну из валют расчетов Банка в соответствии с утвержденной технологией Платежной системы по курсу Платежной системы на дату обработки расчетных документов;
• Банком: суммы операции из валюты счета в валюту расчетов Банка по курсу, установленному Банком России на дату обработки расчетных документов.
В данном случае конвертация происходила через доллары США.
Проверка расчетов, проведенных Банком по операциям, совершенным Вами в октябре 2013 г. на территории Чешской Республики, показала, что конвертация суммы в долларах США, поступившей к списанию, была проведена АКБ «ВПБ» (ЗАО) в строгом соответствии с заявленным тарифом, а именно по курсу ЦБ на день списания.
Вместе с тем, Банк принял во внимание Ваши расчеты и провел дополнительную проверку, в ходе которой было выявлено, что сумма совершенной Вами операции с учетом конвертации по курсу Платежной системы на дату совершения операции значительно отличается от суммы, поступившей к списанию в АКБ «ВПБ» (ЗАО).
Ввиду того, что взаимодействие с международными платежными системами Visa и Master Card осуществляется через банк - спонсор, которым до 20.11.2013 г. являлся ОАО «Мастер-Банк», АКБ «ВПБ» (ЗАО) 07.11.2013 г. направил запрос на имя Директора Департамента розничного бизнеса ОАО «Мастер-Банк» о предоставлении письменного разъяснения относительно механизма образования курса конвертации при расчетах по операциям, совершенным с использованием банковских карт АКБ «ВПБ» (ЗАО) за рубежом, по причине значительного превышения суммы, поступившей к списанию, над суммой совершенной операции. К данному запросу АКБ «ВПБ» (ЗАО) приложил произведенный расчет курса, который был использован ОАО «Мастер-Банк» при проведении конвертации совершенной Вами операции, и курс Платежной системы Master Card на день совершения операции, опубликованный на официальном сайте Master Card.
На протяжении длительного времени представитель ОАО «Мастер-Банк», курирующий взаимодействия между АКБ «ВПБ» (ЗАО) и ОАО «Мастер-Банк», сообщал, что ответ на запрос Банка подготовлен и находится на подписи у руководителя. К сожалению, по состоянию на 22.11.2013 г. ответ на вышеуказанный запрос Банк так и не получил.
Принимая во внимание, отзыв лицензии на осуществление банковских операций у ОАО «Мастер-Банк» 20.11.2013 г. ожидание получения данного ответа становится неактуальным.
Таким образом, на основании вышеизложенного, информируем, что АКБ «ВПБ» (ЗАО) выполнил перед Вами взятые на себя обязательства об осуществлении конвертации денежных средств по курсу ЦБ, предусмотренной тарифом «Удобный». Ошибок и нарушений не выявлено.
В подтверждении данной информации Банк готов предоставить Вам заверенную копию направленного в ОАО «Мастер-Банк» запроса, включая произведенные расчеты и конвертацию суммы, поступившей к списанию в АКБ «ВПБ» (ЗАО). В случае, если Вами будет принято решение о получении данного документа, просим сообщить дату Вашего визита и адрес Дополнительного офиса Банка, в который Вы планируете обратиться. Интересующий Вас документ будет направлен в ДО.
Дополнительно информируем, что в случае поступления ответа на запрос от ОАО «Мастер-Банк», АКБ «ВПБ» (ЗАО) проведет повторную проверку и сообщит Вам о результатах.
Кроме того, Банком принято к сведению Ваше замечание о внесении дополнительной информации в условия тарифа «Удобный» относительно механизма совершения конвертации.
Благодарим Вас за обращение и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
С уважением,
АКБ «ВПБ» (ЗАО)