Назад
8 мая 2019 в 08:12

Как я поневоле стал заемщиком в шести микрокредитных компаниях

Пару слов о себе – зовут меня Денис фамилия Лихачев и я основатель одноимённой юридической фирмы в городе Краснодаре.
Говорят, что богатые тоже плачут, но теперь можно дополнить, что юристы тоже люди, и не защищены от мошенников.

В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства.
Осадив натиск наглой дамы, и переведя разговор в конструктивное русло, я выяснил следующее: в ноябре 2018 года, я, через специальную форму на интернет сайте микрокредитных компаний ООО МФК "Е заем" ООО МФК "Монеза", подал заявку на получение займа 8 т.р. и 4 т.р., соответственно. Далее, со мной (якобы) связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счёта, на которые предполагался перевод займа. Затем, в течение дня, мне был одобрен заем и переведены деньги.
Я сообщил даме, что никогда в жизни я не являлся клиентом микрофинансовых компаний и не собираюсь им становиться. Дама предложила мне написать заявление, предварительно сбросив на email его форму – о возможном заключении договора потребительского займа третьим лицом с использованием персональных данных гражданина. Действуя в строгом соответствии с инструкциями сотрудницы кредитной компании, я написал и направил заявления на официальные электронные адреса двух моих новоявленных «кредиторов». На следующий день, на мой электронный почтовый ящик пришло два письма за подписью генеральных директоров двух вышеупомянутых компаний, содержание которых заставило меня выдохнуть, поскольку (тезисно): договоры признали незаключёнными, в БКИ направили информацию об удалении записей о наличии кредитного договора… Я полностью успокоился и продолжил своё мирное существование, гордясь собой, как я всё мирно «разрулил».

Вернувшись в Краснодар после всех возможных праздников и отпуска, приблизительно после 20 января 2019 года, я был побеждён здоровым юридическим скепсисом, что не бывает так в России, когда ты решаешь вопрос простым письмом, я начал копаться.
Для начала выяснил, что гражданин может дважды в год бесплатно заказать свою кредитную историю в соответствующем бюро. Ещё узнал, что этих самых бюро, достаточно много и чтобы узнать какое именно бюро хранит историю обо мне, необходимо запросить информацию в ЦБ. Благо это можно сделать элементарным образом с помощью портала Госуслуги. Потратив примерно час на всё про всё я выяснил, что моя кредитная история хранится в двух бюро – ООО «НБКИ» и ООО «ЭКС». После я отправился на официальные сайты данных бюро, где пройдя верификацию с помощью всё тех же Госуслуг, я получил сведения о своей кредитной истории и микроинфаркт… Обе кредитные истории содержали сведения об оформленных на меня, в период с ноября 2018 по январь 2019 шести договорах займа на общую сумму около 50 т.р.
Несколько часов ко мне нельзя было подойти, так как я кипел и яростно поглощал информацию изо всех возможных источников. Мне удалось выяснить, что проблема носит довольно-таки распространенный характер и таких как я, пострадавших, немало. Схема проста - злоумышленник, завладевая персональными данными гражданина, обращается на сайт микрокредитной компании, где заполняя необходимую форму и подтверждая её в последующем оператору, получает заем. Заем, как правило, небольшой, 2-4 тысячи, ну или если кредитная история хорошая, как у меня, была…до 12 тысяч.

Моё личное неподтверждённое мнение, что без самих сотрудников МКК тут не обходится, поскольку:

- имеется письмо ЦБ, о том, как необходимо идентифицировать гражданина при выдаче займов онлайн, руководствуясь которым хотя-бы в части, можно полностью исключить факты мошенничества. Однако этого никто не делает, полагаю что намеренно;
- прописка у меня Краснодарская, а номер телефона, который был указан в заявке, зарегистрирован в Кемерово. Никого это не смутило;
- по всем займам деньги переводились на онлайн киви кошельки. Тут без комментариев. Просто запретив переводить деньги на любую банковскую карточку кроме той, на которой указаны имя и отчество заемщика, можно в 99% случаев прекратить факты мошенничества. 1% на случай, если мошенник полный тезка…;
- электронные адреса, на которые приходило подтверждение-одобрение займа, представляли из себя примерно следующее dfvafqweda@gmail.com, то есть полную тарабарщину. Но и это никого не смутило во всех 6 случаях!

Поняв, что паника непозволительно дорогое удовольствие, я начал решать эту проблему по следующему плану:

1 – Через интернет сайты я обратился во все 6 МКК с письмом-претензией о незаконном использовании моих персональных данных:

- Из шести МКК четыре мне ответили. Две признали мою правоту и снова обязались аннулировать договоры, две ответили уклончиво;

2 – Обратился с заявлением в правоохранительные органы:

- пустая трата времени, никто ничего не делал, а спустя 3 месяца, когда я подал на полицию жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, моё заявление, как и крайнего не могут даже найти. Но это ожидаемо, как не печально. Да и не я тут должен активничать, а МКК, ведь это они потерпевшие в данной ситуации, хотя сотрудник одной из компаний убеждал меня в обратном;

3 – Обратился с жалобами в ЦБ и Роскомнадзор;

- тоже пустая трата времени, ЦБ как и всегда ни за кем не надзирает и ничего не регулирует, а Роскомнадзор, чей руководитель, давая интервью, грозился что его ведомство разберётся с ситуацией когда добропорядочные граждане становятся кредиторами, а их персональные данные незаконно используются, действительно разобрался…и полностью ретранслировал мне отписки представителей МКК не потрудившись даже проанализировать мои доводы. Но с Роскомнадзора я не слезу, буду «долбить» их жалобами как вертикально, так и горизонтально.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в рамках рассмотрения Вашего обращения (№ 02-11-6283 от 8.04.2019) сообщает следующее.
В целях реализации своих полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Роскомнадзором в адрес организаций были направлены запросы о предоставлении дополнительной информации по Вашему обращению.
Принимая во внимание изложенное, и на основании ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщаем, что сроки рассмотрения Вашего обращения продлеваются до 5.06.2019 включительно.
Это последнее что от них пришло, ждём...

4 – Обратился с жалобой в СРО «МиР», членами которой являются все мои «кредиторы»:

- посочувствовали, посоветовали как поступить и куда нажаловаться, но помощи ноль;

5 – Обратился в суд с исками о нарушении прав субъекта персональных данных, куда также запихал требование о признании договоров незаключенными:

- по трём из шести исков уже вынесены решения, и суд признал мою правоту, признал договоры незаключенными, обязал направить информацию в БКИ и выплатить моральную компенсацию, а ещё три иска пока в работе. Стоит отметить, что МКК не остались пассивными наблюдателями в процессе, а активно сопротивлялись, направляя представителя и предоставляя отзывы на иски.
Прошу меня простить, что выкладываю этот текст до того, как суд опубликовал официальный текст решений, но я подумал, что возможно этого кого-то побудит проверить свою кредитную историю и если, ни дай бог, он обнаружит там то же что и я, он будет знать что делать в данной ситуации.
Прикрепляю ссылки на дела, решения по которым состоялись. Со временем там опубликуют решения.

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=C5D383EB-74A5-4E64-B6A7-D57181917366&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=06AA661F-20DC-4846-B10A-B3CA23F87EF1&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=8FB8B66A-FDED-4A97-A657-CEED2F4C912B&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

Если кому-то понадобится более подробные разъяснения или образцы документов/переписка, то можете обратиться ко мне. Как это сделать - найдёте в первом предложении данного поста, с удовольствием помогу товарищам по несчастью.
1
347
909
Комментарии
99+

15 октября 2021 в 08:25
----------
Цитата

m*******@mail.ru пишет:
Andrey Efremov, не могли бы помочь с ссылкой на образцы исковых заявлений и мне?
Буду очень признательна. Также обнаружила у себя микрокредит от МФО в кредитной истории

----------

Скиньте пожалуйста и мне образец искового заявления.
Ответить

15 октября 2021 в 08:26
Наверное, кто нибудь может. Но учтите, что все ситуации под одну гребенку не уложишь. У вас не микрозайм, а вполне себе кредит. И оформлен не по интернету, насколько я понял.
Ответить

15 октября 2021 в 08:50
----------
Цитата

predator67 пишет:
У вас не микрозайм, а вполне себе кредит. И оформлен не по интернету, насколько я понял

----------

В кредитной истории указано микрозайм, но насколько я выяснил при звонке в банк, да, было оформление договора в торговом центре в магазине МЕГАФОН для покупки телефона.
Ответить

15 октября 2021 в 11:57
----------
Цитата

predator67 пишет:
А я разве с этим спорю? Только суд должен быть по месту ответчика ( кредитора). И суд в рамках ГК РФ, а не в рамках ЗоЗПП.

----------


Здесь есть вариант обойти правило о подсудности:

Помимо искового требования о признании договора незаключенным, заявляем также требование о прекращении незаконного использования персональных данных.

"Иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться и в суд по месту жительства истца (ч. 6.1 ст. 29 ГПК)".

Поскольку одно из требований разрешает подсудность по месту жительства истца - весь иск может быть рассмотрен в этом суде.
Ответить

2 ноября 2021 в 13:07
Поделитесь пожалуйста и со мной образцом искового заявления. Взяли микрозайм с помощью госуслуг.
Ответить

2 ноября 2021 в 13:37
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Поделитесь пожалуйста и со мной образцом искового заявления. Взяли микрозайм с помощью госуслуг.

----------

К сожалению автор слился с сайта. Выложил полезную инфу и убежал. Боюсь нам терь самим расхлебывать.
Ответить

3 ноября 2021 в 09:47
----------
Цитата

perhot пишет:
взломали госуслуги, авторизовались через них на сайте МКК Веб займ ну и оформились хорошенько. Мои советы на данный момент выглядят так-

Суд само собой, но прежде:
1. Запросите кредитный договор у МКК.
2. Идите в полицию. Причём пешочком.
Мы вызывали по 02, в этом случае талон-уведомление не дают

----------
Скорее взломали (подсадили трояна) в телефон, на номер сим-карты которого были привязаны Госуслуги.
Я, например, создавал учётную запись с компьютера, номер телефона НЕ указывал и по логину и паспорту подтверждал в МФЦ. Телефон до сих пор не используется. Если же у вас в смартфоне был троян, то тупо могли перехватить смс -> "восстановить" пароль на новый -> далее просто на запрос подтверждения в самих Госуслугах однократно нажать "да" для связи с заявкой от кредитчиков.

Вы определитесь, смартфон ваш - чтобы по непроверенным сайтам лазить или чтобы ставить приложения банков, госуслуг и т.п. серьёзное.

По поводу МВД: можно позвонить "112" -> попросить переключить на полицию -> дежурного заставить сообщить номер КУС. Телефонные звонки они ПЫТАЮТСЯ не вносить в журнал обращений, однако неоднократные обращения под запись (пишет звонок служба 112 и диспетчер 112 остаётся на линии, слушая ваш разговор с оперативным дежурным полиции) вынуждают их регистрировать обращения как того ТРЕБУЮТ инструкции.
Ответить

3 ноября 2021 в 15:43
Есть еще инфа на Яндекс-дзен по данному вопросу: https://clck.ru/YdKNg
Там на автора повесили 30к через взлом госуслуг
Ответить

3 ноября 2021 в 15:48
Взлом госуслуг дает только реальную цифровую подпись под договором. К счастью, для заключения договора займа этого маловато.
Ответить

29 ноября 2021 в 14:44
----------
Цитата

a*******@mail.ru пишет:
прошу образцы, на меня тоже взяли микро

----------
Добрый день! Прошу выслать образцы заявлений, тоже чисто случайно обнаружила микрокредиты((((( Ужасно, что никто не застрахован.
В моем случае, взломали пароль от госуслуг и обращались за получением кредита несколько раз.

Спасибо!
Ответить

2 декабря 2021 в 10:45
a*******@mail.ru,
Скиньте пожалуйста и мне образец искового заявления. Спасибо.
Ответить

6 декабря 2021 в 10:51
Мне в последнее время стали поступать куча смс об одобрении займа, в МФО никогда не обращался, и звонки еще поступают с автоматом : Вам одобрен займ. Может ли это быть признаком того, что от меня подавались заявки на займ?
Ответить

17 декабря 2021 в 09:25
А что, взлом госуслуг так легко проходит?

Например приходит кто-то в МФЦ и меняет номер телефона сна чужой, но ведь тогда нужен поддельный паспорт.
Ответить

17 декабря 2021 в 23:39
----------
Цитата

Dasha V пишет:
приходит кто-то в МФЦ и меняет номер телефона сна чужой, но ведь тогда нужен поддельный паспорт

----------
Вы шутите? В салоне связи дать на лапу подрабатывающему там студенту и выпустят новую симку с привязкой к номеру жертвы. Отдельные банки может и зарубят авторизацию из-за смены ID, но постоянно падающие серверы Госуслуг пропустят только так, был бы номер для получения смс.
Ответить

20 декабря 2021 в 13:16
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
постоянно падающие серверы Госуслуг пропустят только так,

----------

Соглашусь. И падают не только сервера госуслуг, но и сервера банков, ЛЮБЫХ и сбера тоже.

А ведь скоро цифро-рубль придет. И в один прекрасный день упадет и потрутся все цифро-рубли, а может и кредиты. И люди снова будут не такими богатыми.
Ответить

20 декабря 2021 в 15:27
----------
Цитата

Dasha V пишет:
приходит кто-то в МФЦ и меняет номер телефона сна чужой,

----------


Может не в тему, но задам свой вопрос: Есть ли на "Госуслугах" функция что то типа: "Запретить восстановление пароля он-лайн или по смс"?
Ответить

20 декабря 2021 в 15:30
На Госуслугах есть двухфакторная авторизация. Пароль + смс. Оно куда надежнее, чем просто пароль.
Ответить

20 декабря 2021 в 15:34
----------
Цитата

predator67 пишет:
На Госуслугах есть двухфакторная авторизация. Пароль + смс. Оно куда надежнее, чем просто пароль.

----------


Мой вопрос не о двухфакторной авторизации.
Мой вопрос об установке запрета восстановления пароля по смс.
Ответить

22 декабря 2021 в 00:14
----------
Цитата

a*******@mail.ru пишет:
Скинул

----------


Андрей, пришлите, пожалуйста, образцы исковых заявлений. Тоже попал с Viva Деньги.
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=82&TID=383156&MID=8971072#message8971072
Ответить

27 декабря 2021 в 19:50
----------
Цитата

chay_nik пишет:
Мой вопрос не о двухфакторной авторизации.
Мой вопрос об установке запрета восстановления пароля по смс.

----------

Тоже интересен данный вопрос.
Но восстановление все равно придет на сим карту, значит для начала надо перевыпускать сим. Ради взлома только гос услуг вряд ли кто-то будет этим заниматься.
Так что все же ставить второйфактор сим кроме пароля будет надежнее?
С другой стороны, если номер телефона для восстановления вообще не указан, то и восстановить пароль никак нельзя, кроме личного визита в МФЦ, что намного надежнее.

И еще вопрос, может для надежности вообще не регистрироваться на гос услугах?
Но тогда есть риск, что без вас под вашим имененем зарегистрируются и натворят дел?
Каковы ваши мнения?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть