Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

13 февраля 2019 в 11:40
rrmukh-kzn, не претендую на правоту, но да, можно. Даже если бки успеет удалить эти запросы, оно будет вынуждено вас об этом уведомить. Тем самым признать, что они были.
Ответить

13 февраля 2019 в 14:36
rrmukh-kzn, можно.

Def1985, БКИ не имеет права ничего удалять из КИ без заявления субъекта. Даже если субъект обратился в Банк России по поводу этих незаконных запросов.
Ответить

16 февраля 2019 в 00:32
----------
Цитата

Bobah-krs пишет:
у меня открытие в 3 БКИ 4 раза отметилось в сумме

----------

У меня Открытие только в двух БКИ аж 6 раз отметилось в течение последнего года и еще Уралсиб 2 раза.
Прям прорвало их в 2018-ом. Три года до этого - тишина. Также нарушители - Бинбанк Столица (2014), Связной (2014), Европлан (2014), ВТБ (аж 2010).

Кроме ПНО для Кукурузы без кредитного лимита с Открытием дел не имел, ну разве что получал переводы с Кукурузы без открытия счета.

Госуслуги говорят, что моя КИ есть еще в ОКБ, но зайдя туда вижу только это:
----------
Цитата

В бюро не найдена Ваша кредитная история. Если Вы уверены, что кредитная история существует, то, пожалуйста, обратитесь в службу поддержки
----------

Написал в поддержку, посмотрим, что ответят...
Ответить

18 февраля 2019 в 16:47
Вернемся к запросам Страховых компаний.
Правила страхования ТС от СК Согласие:
----------
Цитата

6.1.14. Страхователь при заключении Договора страхования в соответствии с Федеральным
законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляет Страховщику согласие на обработку персональных данных.
Страхователь при заключении Договора страхования в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» предоставляет Страховщику согласие на получение Страховщиком кредитного отчета и (или) информации,
входящей в состав кредитной истории, из бюро кредитных историй для заключения
Договора страхования, расчета страховой премии и исполнения обязательств по Договору страхования в течение всего срока его действия.
Страхователь при заключении Договора страхования предоставляет Страховщику согласие на получение Страховщиком любой информации, содержащейся в отношении
Страхователя и (или) Водителей, допущенных к управлению, в бюро страховых историй, для заключения Договора страхования, расчета страховой премии и исполнения
обязательств по Договору страхования в течение всего срока его действия.

----------

Насколько законно выделенное?
Мне кажется, нет.
----------
Цитата

10. Согласие субъекта кредитной истории, полученное пользователем кредитной истории, считается действительным в течение шести месяцев со дня его оформления. В случае, если в течение указанного срока с субъектом кредитной истории будет заключен договор займа (кредита), указанное согласие субъекта кредитной истории сохраняет силу в течение всего срока действия такого договора.
----------

Договор займа (кредита) в СК не заключается, значит, СК вправе смотреть КИ только в течение 6 мес с даты получения первичного согласия (оформления договора/полиса страхования).
Ответить

18 февраля 2019 в 18:01
Максим Андреевич, полностью согласен с вашими выводами. Кстати, ранее согласие действовало два месяца, до шести месяцев увеличили с 1 февраля этого года.

Сегодня направил в Банк России четыре заявления о возбуждении дела об АПН в связи с незаконными запросами КИ.

Запросы все старше года, но руки дошли только сейчас и пусть надзорный орган знает о нарушениях. Три заявления по Бинбанку, который ликвидирован в форме присоединения к Открытию, вот и посмотрим, как это повлияет.
Ответить

18 февраля 2019 в 21:57
А я сегодня подал заяву на ЗАО ОКБ по ст. 5.55 КоАП. Посмотрим как работает. Через личный кабинет с 12.02.19 не могу запросить отчет (все идентификации пройдены), ничего не работает. В поддержке ссылаются на тех.сбой. По закону на предоставление отчета 3 дня. Единственное, у меня сомнение на счет того, является ли такой запрос надлежащим. Хотя если по нему выдают отчет - почему нет...

----------
Цитата

tempur пишет:
Запросы все старше года, но руки дошли только сейчас и пусть надзорный орган знает о нарушениях.

----------

Так по моралке срока давности нет. Главное, чтобы в отказняке ЦБ признал нарушение.
У меня руки чешутся подать в суд на Согласие.
Ответить

19 февраля 2019 в 12:25
Просмотрела все БКИ (ОКБ, Эквифакс, НБКИ)
Из особо отличившихся Открытие, запросы во все БКИ, и Райфайзенбанк (ежегодные систематические запросы во все БКИ в период пока открыт хоть один счет в банке). По ним будут соответствующие мероприятия.
Один запрос был от Русслава, но банк давно мертв и спросить не с кого.
Ответить

19 февраля 2019 в 12:38
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Один запрос был от Русслава, но банк давно мертв и спросить не с кого.

----------

Эти по всем прошлись, кто системой переводов Contact пользовался. Я по нему успел получить определения и от Банка России и от Прокуратуры (тогда еще она по ПДн выносила). Но в суд до смерти банка не добрался.
Ответить

19 февраля 2019 в 12:47
----------
Цитата

Эти по всем прошлись, кто системой переводов Contact пользовался. Я по нему успел получить определения и от Банка России и от Прокуратуры (тогда еще она по ПДн выносила). Но в суд до смерти банка не добрался
----------


У меня все хуже, я не пользовалась системой Contact, предположительно перс данные были слиты с места работы (проданы коллегами?). Причем знали что я регулярно мониторю НБКИ и не пользовалась Эквифаксом. Русславовский запрос в Эквифаксе.
Ответить

19 февраля 2019 в 13:29
Dolphina, мне Русславбанк тогда позвонил, а потом пришло письмо с предложением предодобренного кредита. Поэтому и КИ они запросили.
Ответить

19 февраля 2019 в 14:39
ЦБ видит в действиях МФО признаки нарушения 218-ФЗ; а РКН при тех же условиях + ответы ЦБ не видит признаков нарушения 152-ФЗ.
----------
Цитата

Доводы, изложенные в Ваших обращениях, а также информация, представленная ООО МФК «СМСФИНАНС» и АО «НБКИ» были рассмотрены, в результате чего в Ваш адрес были направлены ответы об отсутствии оснований для принятия Роскомнадзором соответствующих мер реагирования.
Вместе с тем по результатам рассмотрения Вашего обращения, ввиду вероятности действий мошеннического характера, ООО МФК «СМСФИНАНС» и АО «НБКИ» были приняты меры по внесению необходимых изменений в Вашу кредитную историю и удалению неактуальных данных, а также по удалению аккаунта, содержащего Ваши персональные данные.
Таким образом, Ваши права и законные интересы, как субъекта персональных данных, были восстановлены.
По вопросам о наличии признаков уголовно наказуемого деяния мошеннического характера Ваше обращение было направлено в ГУ МВД России по ... области.
При наличии иных фактов, подтверждающих нарушения законодательства в области персональных данных, Вы вправе повторно обратиться в Роскомнадзор, предоставив соответствующие материалы, для принятия, при наличии оснований, мер реагирования.

----------

:wall:
Думаю, что нужно дождаться окончательное решение ЦБ и писать в спортлото о проверке профпригодности эксперта из РКН и пофамильно подписантов и исполнителей отвечавших на заявления.
Ответить

19 февраля 2019 в 14:56
Добрый день!
Благодарю за полезную тему.
С аналогичной ситуацией я столкнулся абсолютно случайно при анализе своего кредитного отчета. Как оказалось ПАО "Ханты-Мансийский банк" без моего ведома запросило кредитный отчет. Ссылка на мою ситуацию https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10237762/
Я направил заявление в ЦБ (типовая форма в шапке темы - очень помогла). Какие мои дальнейшие действия, чтобы все же по итогу наказать банк рублем? И какова вероятность исхода начатого дела в мою пользу?
Ответить

19 февраля 2019 в 15:41
f*******@mail.ru, так результатом этой жалобы и будет должно быть наказание рублём (хотя в масштабах банка это пыль). Теперь вы можете пройти по первой ссылке из моей подписи и удалить эти запросы. Можете сразу, может дождаться ответа от ЦБ.
Ответить

19 февраля 2019 в 15:42
----------
Цитата

без моего ведома запросило кредитный отчет. Ссылка на мою ситуацию https://www.banki.ru/services/response.. ./10237762/
----------


Подл..и Лапочки какие. Техническая у них ошибка.
Первый запрос в Эквифакс с ИНН 7706092528, через три дня три запроса в три БКИ, частично с ИНН 7706092528, частично с ИНН 7744003399.
И так по сотням тысяч физических лиц которые даже клиентами не являются.
Ох уж эта нехорошая техника.
Последующие СМС с текстом «вам одобрен кредит нужен только паспорт», видимо, тоже техническая ошибочка.
Как чайник Грефа, техника Открытия восстала против людей.
Ответить

19 февраля 2019 в 15:47
Tempur, Вы в ЦБ направляли заявление через электронную приемную?
Я опасаюсь, чтобы обращение «не потерялось», системно значимый банк так грусно себя ведет, ЦБ может попытаться скрыть ситуацию и не ответить на заявоения.
Или на Неглинную им завезти (но вроде корреспонденцию они не на Неглинной принимают? И не уверена что принимают от физических лиц).
Ответить

19 февраля 2019 в 15:47
ICEiNet, это как? :shock&fall: Даже не срок давности, а вообще нет оснований?!

----------
Цитата

Dolphina пишет:
Подл..и Лапочки какие. Техническая у них ошибка.

----------

Кстати, заметили, что пластинка сменилась? Раньше они пытались отмазаться так: "Наш банк представляет финансовую группу Открытие, в состав которой, помимо нашего банка входит ряд других организаций, таких как Росгосстрах, Росгосстрах Банк, НПФ Открытие и многие другие. Возможно, ранее вы являлись клиентом одной из таких организаций. Специально для клиентов группы мы делаем выгодные предложения, в том числе кредитных продуктов."
Не прокатило, видимо. Теперь у них технические ошибки, ага.
Ответить

19 февраля 2019 в 15:57
Dolphina, обращение в Интернет-приемную регистрируется и вам присылают подтверждение с номером регистрации. Не замылят. Будут нарушать сроки - Прокуратура в помощь. Почтой заказными уже давно перестал отправлять. Лично и подавно никогда не подавал.

Def1985, технический сбой это у них всех самая любимая отмазка.
Ответить

19 февраля 2019 в 17:19
Уболтали вы меня наказать ФК Открытие за то, что шарились по моей КИ без разрешения.

Вопросы:
1) Обязательно заявление в ЦБ печатать, подписывать, сканировать и прикладывать к заявлению в виде pdf-файла?

2) Я так понимаю в форме заявления в ЦБ (https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register) надо текст и вставить в электронном виде в поле Текст жалобы, и прицепить скан со своей подписью?

3) Какой раздел выбрать:
Тема жалобы = Банковская деятельность
Продукт/субъект рынка = Кредитная история
Тип проблемы = Прочее
Все верно?

4) К заявлению в ЦБ можно прицепить полные КИ из всех 3-х БКИ?
Ничего же страшного, если исполнители в ЦБ увидят мою полную КИ?
Или из pdf-ок надо оставить только 1-ю страницу и страницы с запросами КИ?

tempur, посмотрите, пожалуйста, прицепленный файл, норм?
«Файл недоступен»
Ответить

19 февраля 2019 в 18:18
----------
Цитата

jk3 пишет:
1) Обязательно заявление в ЦБ печатать, подписывать, сканировать и прикладывать к заявлению в виде pdf-файла?

----------

Выше уже обсуждали. Я делаю именно так, но многие пишут заявление прямо в окне для текста обращения.
----------
Цитата

jk3 пишет:
2) Я так понимаю в форме заявления в ЦБ (https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register) надо текст и вставить в электронном виде в поле Текст жалобы, и прицепить скан со своей подписью?

----------

В текст пишу что-то типа "Направляю в ваш адрес заявление о.... текст которого расположен в приложенном файле filename.pdf", но многие делают иначе - см. ответ выше.
----------
Цитата

jk3 пишет:
3) Какой раздел выбрать:
Тема жалобы = Банковская деятельность
Продукт/субъект рынка = Кредитная история
Тип проблемы = Прочее
Все верно?

----------

Да. Там еще просят заполнить ваш вариант проблемы, там указал "Несанкционированный запрос кредитного отчета".
----------
Цитата

jk3 пишет:
4) К заявлению в ЦБ можно прицепить полные КИ из всех 3-х БКИ?
Ничего же страшного, если исполнители в ЦБ увидят мою полную КИ?
Или из pdf-ок надо оставить только 1-ю страницу и страницы с запросами КИ?

----------

Ранее прикладывал отчеты полностью, в этот раз направил по одной странице непосредственно с незаконным запросом. И уже говорил, что предпочитаю направлять отдельные заявления на пару "банк-бки".

Заявление сейчас не могу посмотреть, да и шаблон в теме опубликован.
Ответить

19 февраля 2019 в 18:33
В шаблоне заявления забыл указать паспортные данные заявителя. Без них вас будет сложнее идентифицировать, особенно если приложить к заявлению только одну страницу из отчета.

Чуть позже попрошу модераторов исправить.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть