Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

9 декабря 2021 в 09:27
Максим597, объединяли запросы и в разные БКИ. Никто не обжаловал.
Ответить

9 декабря 2021 в 09:35
Ну теперь я прям загорелся обжаловать это продолжаемое правонарушение, через пару недель отправлю в ЦБ заявление по 2 запросу из 9, а после Нового года по 3-му. Даты первых 3-х незаконных запросов 26-27.02.2020, надеюсь ЦБ успеет за оставшиеся до истечения срока давности 1,5 месяца (после направления мной заявления по последнему из трех) наказать банк.
Ответить

9 декабря 2021 в 11:53
----------
Цитата

Максим597 пишет:
Скажите у Вас случаи незаконных запросов в одно БКИ объединили или в несколько разных БКИ?

----------


У меня объединили пока только случаи направления в одно БКИ. Отправляла всего 5 заявлений по двум банкам. Заявления составлены по принципу один Банк- одно БКИ. Направляла все 5 практически одновременно, с разницей в 1,5 минуты, 27.10.
На текущий момент по двум заявлениям есть только промежуточный ответ, что направлены запросы в банк для получения разъяснений. Если направлять заявления за 1,5 месяца до истечения срока реально могут не успеть.
Ответить

9 декабря 2021 в 11:57
Спасибо, MVinogradova! Тогда пожалуй оставшиеся два в этом году направлю, не хотелось бы чтобы срок истек :)
Ответить

9 декабря 2021 в 17:26
----------
Цитата

Максим597 пишет:
Ну теперь я прям загорелся обжаловать это продолжаемое правонарушение, через пару недель отправлю в ЦБ заявление по 2 запросу из 9, а после Нового года по 3-му. Даты первых 3-х незаконных запросов 26-27.02.2020, надеюсь ЦБ успеет за оставшиеся до истечения срока давности 1,5 месяца (после направления мной заявления по последнему из трех) наказать банк.

----------

Однозначно действуйте!
Ответить

15 декабря 2021 в 08:31
tempur, есть желание обжаловать отказ в возбуждении дела об административном правонарушении по идеологическим соображениям. К штрафу это не приведёт, поскольку событие находится за пределами срока исковой давности.

Банк в качестве подтверждения получения согласия предоставил документ, который надо было подписать, чтобы открыть счёт. И этот документ кроме всего прочего содержит абзац о согласии. Подпись проставляется только одна, непосредственно под документом, т.е. либо ты согласен на все сразу, либо услугу тебе не оказывают.
Я считаю, что такое согласие нельзя рассматривать как полученное надлежащим образом, поскольку согласие - дело добровольное, а в данном случае потребитель лишён возможности выразить несогласие. И фактически подписывается не само согласие, как 218-ФЗ установлено, а документ в целом.
Строго говоря - это нарушение Закона о защите прав потребителей, и условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Как думаете, эта затея имеет шансы?
Ответить

15 декабря 2021 в 11:34
MVinogradova, думаю, что желаемого результата вы не получите, но приобретете некоторый опыт.
Ответить

15 декабря 2021 в 14:45
Скорее не в тему, но может подскажите кто сталкивался, страшное это или нет.
Запросил на днях КИ в БКИ. В историях указан старый не действующий паспорт (замена была).
Регистрировался в БКИ еще до смены паспорта и получал отчеты историй по старому паспорту. В лк БКИ входил через гос услуги. Сейчас тоже идентификация через гос услуги и в профилях лк бки указан уже новый паспорт. Однако отчеты пришли со старым недействительным паспортом и у меня есть сомнения, что банки передавали инфу уже по новому паспорту, а в бки я уже как бы не числился и год какой то суперчистый вышел.
Причем ответ бки понравился - Вам надо написать заявление на изменение данных паспорта у нас.
А зачем тогда вход через госуслуги, если инфа есть в профиле и проверена госуслугами?
Ответить

16 декабря 2021 в 08:51
Добрый день! Просто информация для сведения.

Информационное письмо Банка России от 13.12.2021 N ИН-03-46/94 "Об исправлении ошибок в сведениях, представленных в бюро кредитных историй"
Банк России информирует кредитные организации, МФО, кредитные кооперативы и операторов инвестиционных платформ о новом порядке исправления ошибок в сведениях, представленных ими в бюро кредитных историй

С 1 января 2022 года вступит в силу Положение Банка России от 11.05.2021 N 758-П "О порядке формирования кредитной истории", согласно которому для исправления ошибки в кредитной информации источник формирования кредитной истории должен передать в бюро кредитных историй корректную информацию.

Возможность исправления ошибок в кредитной истории посредством удаления ранее переданной в бюро кредитных историй информации новым порядком не предусмотрена.

Банком России также отмечено, что исключение источником формирования кредитной истории актуальных сведений из кредитной истории, а также исключение из нее неактуальных сведений без одновременного включения новых сведений свидетельствует о фактическом неисполнении источником формирования кредитной истории обязанности по представлению в бюро кредитных историй всей имеющейся у него информации.
Ответить

16 декабря 2021 в 21:50
----------
Цитата

tempur пишет:
MVinogradova, думаю, что желаемого результата вы не получите, но приобретете некоторый опыт.

----------

Буду приобретать опыт)
Я тут читаю КоАП и судебную практику, и вижу, что в случае отсутствия оригинальной подписи жалобу возвращают без рассмотрения. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, получается, что жалобу нельзя подать через интернет-приемную, а надо отправить по почте?
Ответить

16 декабря 2021 в 21:53
MVinogradova, отправляю сканы, в них живая подпись, принимают.
Ответить

17 декабря 2021 в 12:52
----------
Цитата

Максим597 пишет:
Возможность исправления ошибок в кредитной истории посредством удаления ранее переданной в бюро кредитных историй информации новым порядком не предусмотрена.

----------


Только не сообщайте об этом в соседней теме, а то случайно можете стать косвенным виновником самоубивства. :painful:
Ответить

18 декабря 2021 в 02:50
----------
Цитата

AhalayMahalay пишет:
Только не сообщайте об этом в соседней теме, а то случайно можете стать косвенным виновником самоубивства. изображение

----------

Очень интересно :)

Лично у меня (о чём я проинформировал в "соседней теме") кто то создал личный кабинет на сайте одного из БКИ, по моей жалобе в ЦБ РФ, оный ЛК удалили, какова будет судьба таких ЛК со следующего года?

Напишут, что этот ЛК (с использованием моих паспортных данных) создали "неустановленные лица"?

Или всем гражданам принудительно создадут такие ЛК в о всех БКИ?

Похоже ЦБ РФ решил кардинально разобраться с проблемой? :D

А незаконные запросы КИ, как вы с ними будете продолжать бороться? :D

Остаётся одно: два раза в год просматривать записи в КИ (которые у всех будут не пустыми) и оптом посылать жалобы в ЦБ РФ? :D

В общем то это даже неплохо, наши славные БКИ не смогут прятать концы в воду, посредством удаления своих косяков


В любом случае, расклад остаётся прежним, есть граждане имеющие кредиты и граждане - принципиальные противники кредитов, мотивация их борьбы будет немного разная, но тактика и стратегия станет практически одинаковой
Ответить

18 декабря 2021 в 03:28
Моё предположение, это похоже товарищ из ЦБ РФ, иначе как объяснить, такое внезапное желание ознакомить общество с оным докУментом? :)


Максим597
Сообщений: 11
Регистрация: 07.12.2021
Репутация: 3
Ответить

18 декабря 2021 в 07:21
Наверно имеет смысл продлевать "бесплатные запросы" КИ для граждан, на количество неправомерных запросов КИ и прочих левых записей в КИ?
Ответить

19 декабря 2021 в 02:50
Может быть имеет смысл вопросить у ЦБ РФ?
Что думает общество? :)

Примерно так

"Прошу сообщить, как принципиальные противники кредитов (т.е. граждане ранее получавшие ответ на запрос на том в каких БКИ хранится их кредитная история "Сведения отсутствуют в системе") смогут своевременно получать информацию о появлении в их кредитной истории записей, которые могут оказаться сообщениям про оформление кредитов мошенниками?

Планирует ли ЦБ РФ ввести такой порядок запроса КИ гражданами: фиксировать в личном кабинете БКИ наличие новых записей в КИ, в если гражданин сделает запрос КИ и увидит в своей КИ неправомерную запись, то продлевать количество бесплатных запросов КИ

Запрос сделан в связи с Информационным письмом Банка России от 13.12.2021 N ИН-03-46/94 "Об исправлении ошибок в сведениях, представленных в бюро кредитных историй", в соответствии с которым удаление неправомерных запросов кредитных историй граждан будет запрещено"
Ответить

20 декабря 2021 в 20:01
Вообще интересно, кто и на каком основании может создавать личные кабинеты на сайтах БКИ?

На данный момент у меня КИ пустая, предположим на сайте БКИ появится ЛК, зарегистрированный на мои паспортные данные, каким образом может появиться оный ЛК?

Могу ли я потребовать, что бы этот ЛК был удалён, если я его не создавал?
Ответить

20 декабря 2021 в 20:15
boris-ekb, не флудите в этой теме.
Ответить

20 декабря 2021 в 20:32
Он такой (наглый) один :evil:
Ни одного запроса не одобрял. Всё пытаются мне свою кредитку навязать.
Всё больше начинаю разочаровываться в желтом банке.
Уровень техподдержки- вообще днищем, стал.
«Файл недоступен»
Ответить

21 декабря 2021 в 01:51
----------
Цитата

es128 пишет:
Он такой (наглый) один изображение

Ни одного запроса не одобрял. Всё пытаются мне свою кредитку навязать.
Всё больше начинаю разочаровываться в желтом банке.
Уровень техподдержки- вообще днищем, стал.

----------


Здравствуйте. Мы проверим, почему просили информацию и вернемся к вам.
Расскажите подробности насчет клиентского обслуживания для разбора.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть