Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

19 января 2022 в 07:05
tempur,

Добрый день!

По моей ситуации они объединили все в 1 протокол и назвали это продолжающимся правонарушением. Даже разные БКИ.
На выходных буду изучать вопрос, как обжаловать это решение. Это абсолютная наглость. Совсем страх потеряли.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 января 2022 в 10:23
jyliya_fish, на прошлой странице писал про это свои мысли и рекомендации. Удачи!

По моим заявлениям пока тишина, срок привлечения там по некоторым запросам до начала марта и что-то пока не торопятся. Только первый ответ получил, что нарушения установлены и передают для привлечения к ответственности.
Ответить

26 января 2022 в 11:11
Количество нарушений явно занижено, но информация потенциально интересная
----------
Цитата

Центробанк штрафует банки за незаконный доступ к данным заемщиков

Согласно статистике ЦБ, свыше 90% предписаний, выставленных регулятором банкам в 2021 году, приходится на незаконное обращение за кредитной истории заемщиков. Самым активным нарушителем является принадлежащий ЦБ ФК Открытие (76 постановлений). На втором месте оказался Альфа-банк, на третьем — Тинькофф банк.

Банки и МФО могут получить доступ к кредитной истории только с согласия граждан, но банки игнорируют это требование. Финансовые организации создают потенциальные проблемы своим клиентам: многочисленные запросы кредитной истории портят оценку заёмщика и негативно влияют на будущие выдачи.

ЦБ с середины года вводит дополнительный механизм получения согласия клиента: банки будут обязаны использовать установленную регулятором форму подтверждения согласия субъекта кредитной истории. Мера должна будет способствовать снижению неправомерных запросов.

👉 Будем держать руку на пульсе, а вы не переключайте канал!👇
@trubapodneglinnoy

----------
Ответить

26 января 2022 в 11:38
Похоже, что подтверждение по смс в БКИ внедрят.
Ответить

26 января 2022 в 17:08
Можно спросить, считать незаконными запросы Банков в которых есть кредиты (КК)? Практически каждую неделю "Проверка клиента" или "Маркетинговые исследования".
Ответить

26 января 2022 в 17:17
KL28, в первом сообщении темы есть ответ.
Ответить

26 января 2022 в 19:56
ДЕло в том, что сотрудники банков САМИ пользуются данными клиентов, не спрашивая их разрешения даже, если те НЕ подавали заявок на кредит...
----------
Цитата

tempur пишет:
ЦБ с середины года вводит дополнительный механизм получения согласия клиента: банки будут обязаны использовать установленную регулятором форму подтверждения согласия субъекта кредитной истории. Мера должна будет способствовать снижению неправомерных запросов.

👉 Будем держать руку на пульсе, а вы не переключайте канал!👇
@trubapodneglinnoy

----------
Ответить

28 января 2022 в 04:52
----------
Цитата

121N пишет:
ДЕло в том, что сотрудники банков САМИ пользуются данными клиентов, не спрашивая их разрешения даже, если те НЕ подавали заявок на кредит...

----------


Здравствуйте.
Это не так, поскольку безобоснованно мы никогда не будем запрашивать информацию из БКИ.
Расскажите, пожалуйста, подробности по ситуации, мы бы хотели комплексно помочь.
Ответить

28 января 2022 в 08:23
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
безобоснованно мы никогда не будем запрашивать информацию из БКИ.

----------

Ахаха, врёт как Геббельс.
Самым активным нарушителем не первый год остается банк «ФК Открытие» (76 постановлений). На втором месте оказался Альфа-Банк, на третьем — Тинькофф Банк.
И это только то, что граждане обнаруживают, решают потратить своё время на исправление и наказание систематического нарушителя, да ещё и важно уложиться в мизерный срок давности в три месяца. А результат - ничтожный штраф в лучшем случае.
Ответить

28 января 2022 в 08:27
Antimony, срок привлечения уже давно год. :o
Ответить

4 февраля 2022 в 14:42
----------
Цитата

tempur пишет:
По моим заявлениям пока тишина, срок привлечения там по некоторым запросам до начала марта и что-то пока не торопятся. Только первый ответ получил, что нарушения установлены и передают для привлечения к ответственности.

----------

Дождался приглашения на составление протокола. Прислали в виде скана телеграммы на электронную почту, наверное, и телеграфом отправят. Ранее такое не практиковалось.
Ответить

4 февраля 2022 в 14:47
Тоже прислали приглашение на составление протокола на электронную почту на 1 листе на 14 февраля 2022. Это первое. Из 9 запросов пока подал заявления по 4 с разницей по времени 10-14 дней. Надеюсь что при наложении штрафа не объединят несколько запросов. Теперь ждем и продолжаем равномерно подавать заявления.
До этого звонил в Казань исполнителям, указанным на письмах о продлении срока, просил ускорить, т.к. в конце февраля истекает годичный срок по первым 3 запросам. Это дало положительный эффект, так что тема рабочая.
Ответить

4 февраля 2022 в 14:56
Максим597, у меня не было письма о продлении, как и телефонов в первом письме. Тоже надо им кое-что сказать, попробую по номеру из телеграммы. В прошлый раз через него мне таки дали нужный номер.
Ответить

4 февраля 2022 в 15:06
Телефон специалистов в Казани 8(843)235-06-68, далее просим соединить со специалистом фамилия и инициалы которого указаны в письме по результатам первоначального рассмотрения заявления. У меня по 3 пришли разные ответы. В первом случае продления не было сразу письмо ЦБ (Казань) о том, что действительно запрос был без согласия и будет передано для составления протокола, во втором продление на 30 дней, в третьем продление до 60 дней, везде внизу были указаны исполнители, но только в одном из них был указан номер телефона, но они все доступны оказались по этому номеру, правда сейчас некоторые на удаленке.
Как мне объяснили изначально заявление которое мы оставляем на сайте Службы передается в Казань, они делают запрос в банк и за тем по результатам передают документы для составления протокола в Москву.
Так вот по первому моему заявлению был ответ 29.12.2021 г., что установлено нарушение, будет передано для составления протокола. Когда я позвонил 28.01.2022 (почти через месяц) никто ничего в Москву до этого момента не передавал, и только на следующий день после моего звонка направили документы в Москву.
Получается пришлось их подгонять, чтобы банк не избежал наказания в связи с истечением срока.
Ответить

4 февраля 2022 в 15:12
Максим597, уже дозвонился по московскому номеру из телеграммы, всё нормально. ;)
Ответить

4 февраля 2022 в 15:22
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Это не так, поскольку безобоснованно мы никогда не будем запрашивать информацию из БКИ.

----------

ага-ага, а постановления о привлечении Тинькофф банка по ст. 14.29 регулярно появляются на ровном месте ни за что, да?
Ответить

9 февраля 2022 в 15:17
jyliya_fish, приветствую!
Скажите в какой стадии находится у Вас вопрос по объединению нескольких запросов в один протокол? вынесено ли постановление о штрафе банку? и удалось ли что-нибудь найти положительное в нашу пользу, подавали ли какие-нибудь обращения по этому поводу?.
Мне пока устно по телефону также обозначили что несколько незаконных запросов объединят в один протокол, начинаю готовиться к обжалованию.
Ответить

9 февраля 2022 в 15:50
Максим597, мне по телефону тоже сообщили, что будет один протокол и один штраф. В ходатайстве о составлении протокола в моё отсутствие указал, что категорически несогласен с таким объединением. Ну и потихоньку обдумываю текст обращения в Прокуратуру.
Ответить

9 февраля 2022 в 16:00
Как я понимаю, если не согласен с протоколом, можно представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к нему.
Потом, когда будет обжаловаться постановление о назначении штрафа в арбитражный суд эти замечания будут исследованы судом. Пока я так вижу схему.
https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_26/activity/legal-education/explain?item=55572388

Обращение в Прокуратуру подать тоже можно, будет не лишним, только вот пока не решил на каком этапе это сделать.
Ответить

9 февраля 2022 в 16:23
Максим597, я решил подать после получения копии протокола. Глядишь, и Прокуратура лучше успеет подготовиться и быстрее приступит к действиям после вынесения решения по делу. Впрочем, больших надежд на это обращение не питаю, но для опыта полезно.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть