Крупные банки обеспокоены отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги и таким образом имеют конкурентное преимущество на своих платформах, следует из заявлений профильных топ-менеджеров ВТБ и ПСБ на платежной конференции «Платежная индустрия — стратегическое развитие и новые решения». Один из предметов дискуссии — скидки при использовании платежных инструментов самих маркетплейсов.
«Для своих экосистем данные игроки (два крупнейших маркетплейса, которыми являются Ozon и Wildberries. — РБК) используют свои собственные финтех-решения, финтех-услуги на базе и банковских, и факторинговых, и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. Что дает возможность полноценно работать с клиентом абсолютно по всем направлениям банковских услуг. Это безусловный плюс, когда есть уникальная возможность встроиться в нативный клиентский путь по оплате товаров практически бесшовно. Но при этом есть и некие опасения, поскольку такие частотные операции в таких каналах, по сути, в какой-то момент времени должны контролироваться», — сказала заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева.
Зампред Промсвязьбанка Константин Басманов, выступая на этой же платежной конференции, обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией. «Маркетплейсы в СБП (Система быстрых платежей. — РБК) имеют маленькую комиссию, большой объем пополнения виртуальных карт через СБП [идет] бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, — пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платежной системы — у них есть уже платежные лицензии — заплати сейлеру (продавцу. — РБК) на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%», — описал процесс Басманов, добавив, что это приводит к исчезновению кешбэков у клиентов и к росту маржи маркетплейсов. Традиционно комиссии за эквайринг находятся в районе 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия (оценка ЦБ на 2022 год).
Крупнейшие маркетплейсы имеют свои кредитные организации и оказывают банковские услуги на базе лицензий ЦБ. Так, Озон Банку выдана универсальная лицензия, а Вайлдберриз Банку — базовая лицензия. Это позволяет им внедрять в марткетплейсах свои способы оплаты, при выборе которых стоимость товара дешевле, чем по картам других банков. Ozon предлагает оплачивать товары по более низким ценам с помощью «Ozon Карты», а Wildberries при выборе «Wildberries Кошелька» дает скидку 3%. Пополнить «Wildberries Кошелек» можно переводом через СБП, а «Ozon Карту» — и с помощью СБП, и с помощью карты другого банка.
Что обсуждают банкиры и ЦБ
Тимофеева добавила, что условия конкуренции должны соблюдаться для всех участников платежного рынка на конкретном маркетплейсе. Сейчас классические банки взаимодействуют с маркетплейсами на рыночных условиях, уточнила она: «Мы либо сами бонусируем (речь о кешбэке и иных бонусных программах. — РБК) этот оборот или платежное поведение клиентов в соответствующих сервисах, либо на каких-то коммерческих основаниях пытаемся тоже заходить в партнерство».
Развитие услуг в других отраслях сопровождалось обычно каким-то встречным контролем со стороны регулятора, и банки беспокоит то, что такого нет в ситуации с маркетплейсами, отметила Тимофеева. «А с учетом емкости этого рынка и динамики развития этого рынка кажется, что было бы полезным обратить на это внимание», — подчеркнула она.
Рынок электронной коммерции за 2023 год вырос на 40% и достиг 8 трлн руб., а более 80% онлайн-заказов приходится на двух игроков, сказала Тимофеева. Такие оценки ранее в своем прогнозе по итогам 2023 года приводила аналитическая компания Data Insight. В исследовании уточнялось, что лидерами рынка, доля которых превысит 80%, являются Wildberries и Ozon. О доминирующем положении Wildberries и Ozon с долей около 80% сообщала и ФАС. РБК направил запросы этим компаниям.
«Удобство маркетплейсов в том, что они предлагают финансовые услуги в тот момент, когда клиент собирается приобрести товар, — сказал управляющий директор Совкомбанка Андрей Оснос на банковском форуме «Эксперт РА». — Действительно, банки ощущают конкуренцию со стороны маркетплейсов, это действительно угроза, и тут вопрос также того, чтобы не подавить восстание, а организовать и возглавить».
«У нас две компании, фактически имея конкурентное преимущество по сравнению с банками, оказывают финансовые услуги, ценовые скидки делают таким образом, что они выигрывают эту борьбу, из-за того что не регулируются Центральным банком, используя неконкурентные способы борьбы на конкурентом рынке», — сказал на платежной конференции глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он попросил Банк России обратить внимание на эту проблему, а также инициировать законопроекты, чтобы выравнивать условия конкуренции.
«Будут законопроекты — будет обсуждение более активное. И сами маркетплейсы подключатся к этой дискуссии — я уверен, у них мощные лоббистские ресурсы, и в ходе дискуссии найдем компромиссы, которые удовлетворят и финансовый рынок, и маркетплейсы, которые фактически стали уже участниками финансового рынка», — считает Аксаков.
Присутствовавшая на платежной конференции директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина обратила внимание на то, что ЦБ продвигает законодательство о регулировании института небанковских поставщиков платежных услуг. «Банк России всегда за равные условия и равную удаленность, то есть здесь точно не должно быть вот этих перекосов», — сказала Бакина. Она также уточнила, что сейчас на рынке маркетплейсов не два игрока, есть и другие аналогичные компании.
ЦБ в начале 2022 года разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и другие игроки. Однако против этой инициативы выступили банки в составе Ассоциации банков России, создание нового института платежных игроков не поддержали Минфин и Минэкономразвития.
«ФАС России анализирует вопрос разницы в условиях оплаты товаров на маркетплейсах с применением разных платежных средств», — сообщил РБК представитель службы.
Есть ли поводы для беспокойства
Почти весь оборот в e-commerce — 98% — это безналичный расчет, поэтому комиссия за эквайринг, по сути, стала оборотным налогом для отрасли, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Текущая стоимость эквайринга непомерно высока, ее нужно снизить, неоднократно заявляли в АКИТ. «Естественно, компании стремятся минимизировать издержки на нее, именно поэтому они вышли на банковский рынок как полноценные участники и работают в соответствии с банковским законодательством. Таким образом, речь идет о деятельности в рамках финансового регулирования: услуги электронных кошельков и выпуска карт оказывают кредитные организации (банки, МФО), которые входят в группу компаний маркетплейсов», — объясняет Соколов.
У покупателей есть широкий выбор платежных методов, но компании интернет-торговли инвестируют огромные средства в скидки и программы лояльности, за счет чего они фактически «взяли на себя социальную функцию по сохранению доступных цен», оценивает глава АКИТ. «Определенно, здесь нет никакого дисбаланса в конкуренции и искать его бессмысленно», — резюмирует он.
Клиенты маркетплейсов могут предъявлять спрос и на другие их продукты по типу накопительных счетов из-за выгодных программ лояльности, в том числе связанных с платежами на маркетплейсе, отмечает ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова: «Для клиента, конечно, это выгодно. Но с точки зрения конкуренции вопросы могут возникнуть, так как банки не могут предоставить подобные условия напрямую на платформе, потому что маркетплейс им не принадлежит».
........
https://www.rbc.ru/finances/17/04/2024/661fa6909a79472545f845bb?ysclid=lv443untd303359131
О... этот вечный плачь, напоминает недавнюю просьбу тольяттинцев увеличить там. пошлины из-за китайцев хлеб отбирающих. К примеру Альфа как-то уживается с Я.Маркетом и его банком, имеют кобренд с Х5 и зашли в продуктовую розницу через ЧекСкан, а Тинек довольно давно работает с Ламодой...
Продукт свой нужно развивать и делать его более привлекательным, в ВТБ хотя бы курс верный выбрали.
На Озоне всё супер удобно в плане оплаты, а если вдруг возврат, то вообще без проблем, даже никуда писать не надо. Там видно, что на должностях реально работают и могут клиентам предложить удобный и качественный сервис. Кто-то же не может предложить даже близко такой сервис, но вместо улучшения своей работы ищут изъяны у Озона.
gfhjkm26, речь, полагаю, идёт о другом.
Уровень сервиса возврата товаров - это одно. И это, конечно, хорошо.
А вот создание маркетплейсами, - только и именно для себя самих, - дополнительных конкурентных преимуществ, за счёт возможности предоставления дополнительных денежных "плюшек" покупателям именно при оплате там картами "карманных", собственных банков, созданных этими же маркетплейсами, - это уже "не совсем хорошо"...
🎉 В ноябре в Народный рейтинг банков поступило рекордное количество отзывов — более 100 000!
Мы рады поделиться с вами этой впечатляющей статистикой: 105 510 реальных отзывов от наших пользователей!
Ранее я писал о том, что власти предложили ввести обязательное тестирование для всех заемщиков, которые берут кредит впервые.
Первое место не оставлю без картинке)
Сбербанк – крупнейший российский банк, который имеет стратегически важное значение для финансовой системы страны. Исторически Сбер является преемником сберегательных касс Российской империи, а затем и советских Гострудсберкасс. А кому принадлежит банк сегодня, разберемся ниже.
Как сообщает «РБК», Министерство юстиции выступило с предложением запретить кредиторам привлекать судебных приставов для взыскания просроченных долгов граждан в течение года с момента их возникновения. Также в ведомстве рассматривают возможность введения платы за услуги судебных приставов.
Минфин поддерживает завершение всех программ льготной ипотеки, кроме семейной. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на директора департамента финполитики Минфина Алексея Яковлева.
Недавно захотел взять кредит в 65000(!) рублей в тинькове и ошалел от того, что мне отказали. Я их банком пользовался как основным 10 лет, в том числе инвестициями, чистая кредитная история, на моей кредитке лимит в два раза больше, чем запрошенная сумма, но тем не менее отказали. Собственно, вопрос в заголовке. Существуют ли/остались ли в РФ банки, которые действительно анализируют и персонализируют подход к клиенту, или все сейчас действуют строго по инструкциям, спущенным с Центробанка и в...
Если у дебетовой карты, запасным счетом сделать кредитную карту, то при оплате по СБП через дебетку, но деньги берутся с запасного счета, будет ли комиссия у кредитной карты и будет ли эта операция в льготный период?
По информации «Известий», банки стали отказывать почти половине заявителей на вторичную ипотеку. Так, по данным федеральной компании «Этажи», одобряемость ипотечных кредитов на готовое жилье в декабре 2023 года составляла 60,4%, а к апрелю 2024 года она снизилась до 52,8%. То есть банки отказывают 47,2% потенциальных заемщиков.
Подскажите, в каких банках, не нужно делать фото при получении дебетовой карты
Был сделан заказ на мегамаркете под кредит сбербанка. Заказ отменили, в сбербанке оповещение будто деньги вернулись, но кредит так и весит. что делать?
Минфин не поддерживает идею освобождения от налогообложения долгосрочных вкладов граждан, так как это помешает притоку инвестиций в долгосрочные рыночные инструменты, заявил замминистра финансов Иван Чебесков.
Здравствуйте народ.13.04.2024. Столкнулся с такой проблемой. Калининград, ул. Солнечный бульвар 1, ТЦ Виктория. Банкомат ВТБ 378193. Приложил мультикарту ВТБ **** **** **** 2269. Владелец карты, Я. Зайцев К. С. Ввёл пин код. Нажал функцию внесение наличных. Открылась ячейка, положил 28 тысяч рублей, 14 купюр номиналом 2000 рублей. Ячейка закрылась, на экране было написано приложите карту для чтения. Прикладывал больше 10 раз. Толку ноль. Деньги на мою карту - банкомат не внёс. Просто ушли мои...
Доброго времени суток, случилось беда(я бы написал по другому но цензура не пропустит)на очень близкого мне человека(являюсь ему родственником) взяли кредит в нескольких банкахидём писать заявление в полицию подскажите что нужно сделать ещё
Казалось бы, тема банкротства довольно понятна, давно изучена и малоприятна. Эта процедура ассоциируется у россиян с крахом не только финансового положения, но и надежд, и даже жизни. Однако, по мнению экспертов, вокруг банкротства сложилось много устойчивых стереотипов. В этой статье рассмотрим и развенчаем 5 самых распространённых мифов.