Обслуживание банковских счетов банкротов

Реализация процедуры банкротства невозможна без банковского обслуживания: арбитражный управляющий обязан открыть банковский счет должника и осуществлять все финансовые операции через него. В чём заключается специфика обслуживания банковских счетов банкротов и почему банки не проявляют в этом активности, в интервью финансовому обозревателю Виктории Кутузовой для портала Banki.ru рассказал арбитражный управляющий, председатель Совета Ассоциация арбитражных управляющих «Сириус», соучредитель портала "Торги России"  Кирилл Олегович Ноготков.

1. Может ли арбитражный управляющий обойтись без открытия банковского счета?

КО: В соответствии с законодательством арбитражный управляющий для расчетов с кредиторами обязан открыть банковский счет должника, более того этот счет должен быть единственным. Поэтому в подавляющем большинстве случаев управляющие открывают новые счета или используют один из открытых ранее. Бывают редкие исключения, когда можно обойтись без банковского счета: банкротство умерших, банкротство должников, у которых отсутствуют активы и расчеты с кредиторами не предполагаются.

2. Какие варианты банковского обслуживания банкротов существуют на сегодняшний день? Чем они отличаются друг от друга?

КО: Необходимо разделить банковское обслуживание банкротов – юридических и физических лиц. Обслуживание счетов юридических лиц-банкротов, по своей сути, ничем не отличается от обыкновенных юридических лиц, за исключением более сложной процедуры подтверждения полномочий арбитражного управляющего и необходимостью соблюдения очередности платежей в соответствии с ФЗ «О банкротстве» – и это, наверное, самый сложный момент для банков.

В случае же физических лиц, счет открывается на непосредственно физическое лицо-должника, которое и является его собственником. Арбитражный управляющий лишь распоряжается этим счетом в соответствии с ФЗ «О банкротстве»: выдает согласие на расходы, а также осуществляет расходы с кредиторами. Это вызывает определенные юридические нюансы как для банков, так и для управляющего с должником – поэтому не все хотят в них вникать, выделять на это внутренние ресурсы, особенно в ситуации, когда непонятно, кто будет платить за банковское обслуживание, ведь у должника может и не быть в итоге средств на это. 

3. Какие банки работают с банкротами-юридическими лицами, а какие с физическими?

КО: Так или иначе, с банкротами-юридическими лицами работают все банки, так как многим эти счета достаются, если можно так выразиться, «в наследство» после начала банкротства их клиента. Открывать же новые счета для банкротов стремятся далеко не все банки. Среди крупных банков по работе с юридическими лицами можно выделить Совкомбанк, Альфабанк, Уралсиб.

Сбербанк, например, очень хорошо отладил работу со счетами банкротов-физических лиц. Также ряд небольших банков, таких как Далена, Реалист, региональные банки достаточно давно специализируется в этой нише.

4. Чем руководствуется арбитражный управляющий при выборе банка и какова его роль в этом процессе?

КО: В первую очередь, арбитражный управляющий смотрит на тарифы на банковское обслуживание, затем - на удобство работы и готовность банка решать не всегда стандартные вопросы. Его основная задача при открытии счета – предоставить комплект документов, который устроит банк.

5. В чем специфика обслуживания банковских счетов банкротов? Какие проблемы могут возникнуть у банков?

КО: Основная специфика заключается в том, что банки несут ответственность за соблюдение очередности платежей. Есть реестр требований кредиторов – тут более или менее все понятно и регламентировано: реестр формируется на основании решений арбитражного суда, где прописывается очередность (основной долг, штрафы, пени, неустойки, мораторные проценты, за реестровые требования и обязательства перед аффилированными лицами), в рамках которой распределение происходит уже пропорционально между кредиторами.

Но есть также и текущие требования, реестр которых формируется уже арбитражным управляющим. И тут тоже есть очередность. Первая очередь – это расходы управляющих (публикации, вознаграждение и т.д.), вторая очередь – это зарплата и зарплатные налоги, третья очередь – расходы на проведение процедуры, четвёртая – коммунальные расходы и пятая очередь – всё остальное. И здесь уже может возникнуть много нюансов, связанных с отнесением тех или иных расходов к той или иной очереди. Сейчас этот вопрос стоит особенно остро в связи с внедрением единого налогового платежа со стороны ФНС, который, к сожалению, не предусматривает очередности у банкротов. И одна из задач банка как раз и состоит в обеспечении правильной очерёдности платежей, что возможно только при тесном взаимодействии с арбитражным управляющим.

Для банка существует риск взыскания с него убытков в случае, если он проведет платеж в нарушении этой очередности. Чтобы избежать этих рисков, требуется постоянная актуализация  этого самого реестра текущих платежей (да-да-да, он может меняться в моменте) со стороны арбитражного управляющего и хотя бы минимального контроля со стороны банков.

6. Возникает закономерный вопрос: зачем вообще банкам заниматься таким рискованным направлением?

КО: Во-первых, тарифы за рассчетно-кассовое обслуживание для банкротов значительно отличаются от обычных компаний. Открытие счета юридического лица-банкрота начинается от 30 000 рублей, если конечно нет каких-то специальных программ. Во-вторых, за перечисление денежных средств на счета физических лиц банки часто берут повышенную комиссию в размере от 1 до 10%. А ведь у банкрота могут быть физические лица в составе кредиторов, есть необходимость возвращать задатки участниками торгов, которыми тоже зачастую являются физические лица. Отдельным моментом можно выделить комиссию за перечисление честно заработанного вознаграждения арбитражного управляющего на свой собственный счет. У меня это всегда вызывает возмущение: ты честно работаешь несколько лет, чтобы получить это самое вознаграждение, и в конце помимо налогов, должен еще отдать банку до 10%? Поэтому говорить о том, что для банков это не прибыльное направление – большое лукавство. Те, кто разобрались в этих рисках, смогли отладить у себя все рабочие процессы – совершенно спокойно чувствуют себя в этой нише и неплохо зарабатывают.

7. Существуют ли какие-то дополнительные сервисы и услуги, которые интересны банкам при обслуживании банкротов?

КО: Конечно, существуют, и более того, активно развиваются. В первую очередь, это связано с торгами имуществом банкротов. Банки могут предоставлять кредитные средства покупателям такого имущества с торгов. При наличии нормального взаимодействия с управляющим, весь кредитный и залоговый скоринг по факту делается в рамках самой процедуры банкротства. Наверное, имеет место синергия со страхованием как сделок в банкротстве, так и самих арбитражных управляющих.

8. Возможна ли дистанционная подготовка документов для открытия счетов в целях экономии времени АУ? Есть ли возможность полностью перейти на электронный документооборот?

КО: Дистанционная подготовка документов, действительно, возможна. Банки, которые системно обслуживают управляющих, предоставляют такую услугу: когда можно заранее выслать документы по электронной почте, согласовать их, а приехать только на само открытие счета, чтобы поставить свою подпись в банковской карточке. Для открытия счета в любом случае необходимо присутствие арбитражного управляющего, но всё дальнейшее взаимодействие можно обеспечить через электронный документооборот. Если организовано системное взаимодействие между банком и управляющим или саморегулируемой организацией, в которой он состоит, то, как правило, так и происходит.

16
4
1k
Комментарии
4

Аватар
15 мая в 16:19

Спасибо! Было очень интересно почитать🤞

Ответить
3

15 мая в 18:14

Хорошее интервью! 

Ответить
3

Аватар
15 мая в 20:41

Спасибо за пост! Интересно почитать

Ответить
2

15 мая в 21:16

Грамотно всё, спасибо!

Ответить
2
О чем пишут в Диалоге
Аватар
27 сентября в 16:10
Кредитка есть, а платить нечем. Что делать?

Друзья, продолжая тему кредитных карт расскажу: как действовать, если у вас проблемы и нечем платить по кредитке.

Читать полностью
10
11
1k
Аватар
30 сентября в 18:40
Sovcombank Wealth Management предлагает вклад до 23,4% годовых

Sovcombank Wealth Management объявил о значительном повышении процентных ставок по вкладам для клиентов пакетами услуг Premium и Private. Новые ставки доходят до 23,4% годовых, что делает их одними из самых высоких на рынке депозитов.

Читать полностью
9
6
905
Аватар
вчера в 18:24
ЦБ оценил эффективность программ льготного кредитования

Объем кредитов, выданных по сниженным ставкам, приблизился к 8% ВВП, как следует из оценки ЦБ. В 2020 году показатель составлял менее 2% ВВП.

Читать полностью
8
4
333
сегодня в 14:20
Альфа-банк рекомендую

Подключался Alfa pai, и как то умудрилась взять страховой продукт, узнала об этом т.к. со счета списалась определённая сумма. Позвонила в банк всё объяснили и подсказали. Деньги вернули. Альфа-банк не разочаровывает уже на протяжении 6 лет. 

3
Альфа-Банк повысил ставки по базовым ипотечным программам

Альфа-Банк с 3 октября повысил ставки по базовым ипотечным программам на 1 процентный пункт.

Читать полностью
Изображение публикации
1
36
Аватар
сегодня в 13:02
Сотрудники Альфа банка

Отменили страховку за защиту карт и вернули назад списанные деньги за эту услугу

1
69
Новая карта от Экспобанка

Экспобанк запустил новую карту «Накопительная карта 2.0» с бесплатным выпуском и обслуживанием. По ней можно получить до 10% кэшбэка в категории «Аптеки». 

Читать полностью
Изображение публикации
2
68
сегодня в 11:20
Сбербанк. Заблокирована Дебетовая карта, без объяснения причины

дебетовая карта с зарплатным проектом, без объяснения причин заблокирована 20.09.2024. Составлено 2 обращения №240920-7000-515454, № 240923-7000-491382. Прошу ответить на мои обращения в кратчайшие сроки. 

4
123
сегодня в 11:17
БАНК ПСБ Луганск (ЛНР)
Здравствуйте, сегодня утром около 9:30 хотела пополнить карточку через банкомат,внесла 25000р,банкомат принял деньги, правильно посчитал сумму,но спустя 2 минут зачисления, банкомат выдал ошибку,и выдал карту.Деньги на счёт не поступили.Сколько ждать теперь возврат денежных средств не известно. Очень разочарована этим банком.
2
107
Аватар
сегодня в 09:52
Альфа-банк,решение вопроса

По моему обращению,А24100217815,банк быстро принял решение,в мою пользу-вернул комиссию!Спасибо!

1
159
Аватар
сегодня в 09:37
Моя ошибка и странный Росбанк

Мобильное приложение банка было установлено на смартфоне SONY. 30 сентября хотел совершить перевод физическому лицу на сумму 7776 рублей. Вошел в мобильное приложение на смартфоне Nokia (этим смартфоном не пользовался с ноября 2023 года так как его атаковали мошенники, сбрасыввл его на заводские настройки и устанавливал на него антивирус).

Читать полностью
3
165
сегодня в 06:42
Альфа банк возврат средств

Спасибо Альфа банку, за быстрое решение вопроса по списанию комиссии и ее возврату.

1
228
сегодня в 05:42
Ошибка валидации что делать

Привезли карту для стипендии но когда ввожу данные карты пишет ошибка валидации что делать

3
2
232
Отзывы игроков в «Альфа-Мани»

По аналогии с нашумевшим Hamster Kombat Альфа-Банк этим летом запустил свою игру-кликер. Правила игры очень простые: нужно было нажимать на экран с изображением смайла и копить виртуальные деньги, которые в игре назывались «мани», а также выполнять дополнительные задания. Чем чаще игрок заходил в приложение и «тапал», тем больше монет он мог заработать.

Читать полностью
22
2
381
Банк «Кубань Кредит» ввел вклад «Новый 20,25%!»

Минимальная сумма депозита составляет 5 тыс. рублей. Процентная ставка при размещении денежных средств на 366 дней равна 19,5%, а на 720 дней — 20,25% годовых.Дополнительные взносы и расходные операции не допускаются. При досрочном расторжении договора проценты выплачиваются по ставке вклада до востребования. Выплата процентов осуществляется в конце срока. Оформить вклад можно в отделениях банка или через интернет-банк. 

Читать полностью
Изображение публикации
4
121

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть