В 2023 году на биржу вышли восемь российских компаний с общей суммой привлечений порядка 40 млрд рублей. Большинство акций на текущий момент торгуются выше цены размещения, средний рост составил около 42%. Если сравнивать с провальным 2022 годом, когда выйти на биржу решилась лишь одна компания (сервис проката самокатов Whoosh), можно сказать, что сегодня рынок IPO переживает настоящий бум.
Эксперты прогнозируют, что в течение этого года IPO проведут еще до 20 частных компаний, а общий объем привлечений составит от 60 млрд до 80 млрд рублей. Для инвесторов это означает существенное расширение возможностей, которые предлагает российский рынок.
Кто уже разместился?
Одна из отличительных особенностей IPO сегодня — это выход на биржу представителей отраслей, которые раньше не были склонны к публичности. В 2024 году мы уже увидели размещение крупнейшего в России оператора каршеринга «Делимобиль», производителя крепких алкогольных напитков — Калужского ЛВЗ «Кристалл», разработчика банковского ПО «Диасофт», лизинговой компании «Европлан», микрофинансовой организации «Займер», а также МТС Банка. Размещение последнего, кстати, стало рекордным по объему спроса и количеству заявок инвесторов: спрос превысил объем IPO в 15 раз.
Еще одной особенностью российского рынка, который теперь развивается в новых реалиях, стал массовый приток розничных инвесторов. В 2023 году, по данным ЦБ, почти 80% размещений было выкуплено именно физлицами. Регулятор также отмечает, что частные инвесторы более эмоциональны, чем институционалы, что приводит к повышенной волатильности акций в первые дни торгов.
По мнению главы набсовета Мосбиржи Сергея Швецова, текущей проблемой рынка является вопрос стоимости денег. «У нас доходности по облигациям достаточно высокие, и инвесторы хотят дисконт по акциям, а акционерные компании, которые сегодня хотят размещаться, собственно, не очень хотят этот дисконт предоставлять», — отметил он еще осенью 2023 года. Тем не менее, по словам Швецова, интерес к рынку IPO большой, в том числе со стороны некрупных компаний.
Кто еще собирается на биржу?
В первую очередь смотрим на компании, руководство которых официально заявило о намерениях выйти на IPO в 2024 году.
А вот компании, о планах по размещению которых известно пока только из источников СМИ:
Что дает участие в IPO?
Рост числа публичных размещений в России, по мнению экспертов, связан с повышенным интересом со стороны компаний-эмитентов. Ведь в условиях высоких процентных ставок компаниям для получения финансирования выгоднее размещать акции, чем выпускать облигации или привлекать кредиты.
Выход новых компаний на рынок через IPO ведет к расширению доступных инструментов на рынке акций. Для частного инвестора это означает возможность более широкой диверсификации портфеля, что позволяет снижать риски инвестирования. «При этом участие в IPO потенциально может принести доход инвестору, в случае если акции после выхода на биржу продемонстрируют позитивную динамику. Однако это зависит от условий проведения IPO: диапазона, в котором хочет разместиться компания, и соотношения капитализации компании при размещении в этом диапазоне с оценками рынка и инвесторов», — отмечает главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич.
При этом участие в IPO не гарантирует прибыль. «Есть прецеденты как на российском, так и на внешних рынках, когда после IPO стоимость акций компаний снижается, что ведет к убыткам. И подобные риски необходимо учитывать, участвуя в IPO только тех компаний, в которых инвестор уверен, и использовать небольшую долю от портфеля, чтобы обезопасить себя от существенных убытков», — рекомендует эксперт.