Чарджбэк (chargeback) — это процедура оспаривания платежа по банковской карте, с которым человек не согласен.
Обычно к чарджбэку прибегают при разногласиях между покупателем и продавцом товара или поставщиком услуги. Если же владелец карты по ошибке отправил деньги не тому человеку, добровольно перечислил их мошенникам или неудачно инвестировал, чарджбэк не сработает.
В процессе возврата платежа через чарджбэк будут участвовать банк покупателя, банк продавца и платежная система, через которую шла оплата.
Схема возврата выглядит так. Недовольный покупатель обращается в свой банк и просит его вернуть деньги на счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка. В тех случаях, когда это возможно, он передает претензию покупателя платежной системе, которая отправляет ее банку продавца. Тот выясняет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если все так и есть, он спишет нужную сумму со счета продавца и через платежную систему отправит ее банку покупателя. После этого возврат поступит на счет покупателя.
В связи с санкциями некоторые международные платежные системы приостановили обслуживание выпущенных в России карт. Если платежная система вашей карты оказалась в их числе, то сейчас воспользоваться чарджбэком по зарубежным покупкам не получится. По заказам, которые вы делаете в российских магазинах, чарджбэк проходит по прежним правилам: вы обращаетесь в свой банк, он направляет запрос в Национальную систему платежных карт (НСПК) и возврат проходит через нее.
Правила и сроки процедуры устанавливают платежные системы. В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», поэтому банки самостоятельно принимают решение, пользоваться этой процедурой или нет. Позиция банка по этому вопросу должна быть одинакова для всех клиентов и зафиксирована в его внутренних правилах. Клиенты большинства российских банков, которые выпускают пластиковые карты, могут попробовать вернуть деньги через чарджбэк, если продавец отказывается выполнять условия договора.
Ситуации, в которых можно запросить возврат, определяются в правилах платежных систем и самих банков. Вот наиболее распространенные из них:
Чарджбэк может выручить и в других случаях, когда у вас неправомерно списали деньги или должны были вернуть оплату покупки, но не сделали этого.
Уточните у банка, может ли он запустить процедуру чарджбэка в вашем случае. Иногда добиться возврата получается и другими способами. Допустим, ваша карта выпущена тем же банком, который обслуживает продавца, тогда спор будет решаться без участия платежной системы, на основании правил самого банка.
Процедура состоит из нескольких этапов.
Этот шаг нельзя пропустить. Банк не примет заявление на чарджбэк, пока вы не докажете, что уже попытались вернуть оплату самостоятельно.
Сообщите продавцу о том, что произошло, и попросите перечислить деньги назад. Возможно, он сразу же признает ошибку и исправит ее.
Лучше всего направлять претензию в письменном виде: по электронной почте, через форму для обращений на сайте или чат с консультантом. Если вы покупали товары по каталогу и у продавца нет электронных контактов, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении обычной почтой.
Обязательно сохраните вашу переписку с продавцом: письма, их копии, принтскрины чатов. Если продавец откажется возвращать деньги, вы сможете подтвердить, что уладить конфликт своими силами не удалось.
Если продавец не отреагировал на ваш первый запрос, напишите ему еще раз, подождите некоторое время, скажем, неделю (при онлайн-переписке) или месяц (при общении через почту), а затем приступайте к следующему этапу.
Сделайте это сразу же после того, как вы получили отказ от продавца или поняли, что никакого ответа, скорее всего, не будет. Платежные системы устанавливают разные сроки подачи заявления на чарджбэк в зависимости от того, в какой момент прошла оплата покупки.
Если покупатель сразу получил товар или услугу после оплаты, то обычно подать заявление можно в течение 120–180 дней. Причем отсчет может начинаться как с момента перечисления денег, так и окончания срока действия договора на услугу. Например, вы купили годовой абонемент в фитнес-клуб, но долгое время не могли дойти до зала. Через 10 месяцев вы наконец-то взяли себя в руки и отправились на тренировку, а клуб к этому времени уже закрылся. Оплаченная услуга так и не была оказана. Если владельцы клуба не вернут за нее деньги добровольно, вы можете запросить чарджбэк, несмотря на то, что после оплаты прошел почти год. Ведь с учетом того, что действие договора еще не закончилось, вы укладываетесь в сроки.
Если покупатель рассчитался за товар или услугу заранее, то для опротестования операции дается до 540 дней с момента оплаты. Например, 1 мая вы купили билет на концерт, который должен состояться 29 ноября. За неделю до мероприятия его отменили, а деньги не вернули. Между покупкой билета и датой несостоявшегося концерта прошло 213 дней, а значит, у вас сохранилось право на чарджбэк. Такая же схема работает, если вы внесли аванс за мебель. Ее изготавливали пару месяцев, а затем привезли брак, при этом отказываются устранять недочет или возвращать деньги.
Российские банки вправе сокращать время подачи претензий по картам. Если вы планируете запросить чарджбэк, уточните, какие правила действуют в вашем банке.
За возвратом нужно обращаться именно в свой банк, а не в банк продавца. Скажите, что хотите опротестовать операцию по карте (не во всех банках операционисты знают слово «чарджбэк»). Вам дадут форму заявления, предусмотренную на такой случай, или попросят написать претензию в свободной форме. В некоторых банках можно подать заявление по электронной почте или через личный кабинет.
К претензии нужно приложить все документы, которые имеют отношение к делу. Например, чек, копию почтовой квитанции, которая подтвердит отправку товара обратно в магазин, переписку с продавцом. Если ваши письма остались без ответа, приложите только их.
По закону банк обязан принять у вас заявление на возврат денег по карточной операции и дать ответ в течение 30 дней, если вы делали покупку внутри страны, или 60 дней, если вы оплатили товар или услугу зарубежному продавцу.
Банк либо запустит чарджбэк, передав ваше заявление через платежную систему в банк продавца, либо откажется возвращать деньги.
Отказ возможен в трех случаях:
В детстве каждый из нас хотя бы раз слышал от родителей: «Учись, без образования тебя никуда не возьмут!» Но дети выросли, отучились, и многие устроились работать далеко не по полученным профессиям…
Конкурс начался.
Всем, привет! Давно не писал ничего полезного, исправляюсь!
Сегодня мы публикуем финальное задание нашего конкурса!
Разумная экономия – это хорошо: она помогает тратить с умом и копить средства. Однако, чрезмерная экономия порой перерастает в жадность и создает проблемы в повседневной жизни. И может мешать не только Вам лично, но и отравлять жизнь родных и близких.
Жительница Китая взяла 6000 монет в банке, чтобы оплатить коммуналку на $20 — так она отомстила управляющей компании за плохой сервис. На пересчёт у работников ушло больше 3 часов.
Позвонили мне из охранного предприятия с предложением купить сигнализацию на квартиру. Интересовались площадью, количеством комнат, окон и дверей. Когда я сказала, что в доме две собаки, как будут на них срабатывать датчики движения, начали спрашивать, какого они размера и веса, а это меня очень смутило. На вопрос, для чего эта информация, ответили, что есть умные датчики, которые не срабатывают на мелкие породы, которые весят до 20 кг, но такая сигнализация будет дороже, зато собаку можно не...
За что в повседневной жизни вы не платите (например, платит кто-то другой из членов семьи) и даже понятия не имеете, сколько это стоит? Я привык контролировать все траты, поэтому приблизительно могу сказать сколько и за что я плачу ежемесячно
А все из-за того, что банкоматы массово не принимают новые пятитысячные купюры. О проблемах с устройствами Альфа-Банка и ВТБ написали «Известия».
"Гуглил" отзывы о Россельхозбанке, и наткнулся на любопытный случай, который побудил меня написать этот пост. Вот ссылка на отзыв: https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/12176118/
Удаленная работа прочно вошла в современную реальность, предоставив нам гибкость, шанс трудиться из любой точки планеты и уделять время хобби. Однако, не все так безоблачно. Не зря значительная часть персонала российских фирм высказывается против подобного способа организации труда.
Вы оставляете чаевые в кафе официантам, персоналу отелей, курьерам, когда привозят ваш заказ? Считаете ли вы это обязательным, или вы даете на чай по настроению? Сколько оставляете?
Посмотрел подборку автомобилей до 2 миллионов рублей. Одни из самых дорогих - это седаны 2020 года, вряд ли можно найти авто новее за такие деньги, а кроссоверы и внедорожники тем более😒 Расстроил тот факт, что в 2022 мог купить новую машину из салона, но решил подкопить на авто побольше. Вот, подкопил🤷 Ничего купить не могу теперь
По поступлении ребенка в сад дали вместе с договором бланк с добровольным согласием на внесение детскому саду любой суммы на ежемесячной основе. Я заполнять не стала, но перевожу по 300 рублей в месяц по реквизитам (попечительские взносы). Никто не может из сотрудников сада сказать, сколько платить "нормально", потому что кто-то платит больше, но реже, кто-то помаленьку, но ежемесячно.
Была просрочка, упал кредитный рейтинг, что делать?