Вчера ЦБ опубликовал утверждённый порядок исключения сведений о гражданах и организациях из базы данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента». Этот порядок начнет действовать с 26 июля.
Напомню, что Банк России ведёт базу данных о подозрительных операциях, в которую все российские банки должны передавать информацию о мошеннических операциях, включая информацию о получателе денег. На эти данные опираются банки, блокируя и приостанавливая операции с участием лиц, включённых в эту базу данных.
Данные и реквизиты попадают в базу данных ЦБ без добровольного согласия клиента (даже если тот выступал просто получателем средств), но обязательно в результате дополнительной проверки, проводимой при взаимодействии регулятора с банками.
Также в эту базу данных ЦБ могут поступать сведения от МВД России.
Если физические или юридические лица попали в такую базу по ошибке, можно будет оперативно оспорить такое попадание в «чёрный список» мошенников и связанных с ними лиц.
Однако попадание в эту базу данных ЦБ может обернуться приостановкой действия платежных карт, онлайн-банкинга и прочих платежных средств до момента исключения информации из этой базы. Кредитные организации имеют на это право. Но обязательной такая приостановка является только в случае попадания в базу данных от МВД.
Обжаловать попадание в «чёрный список» можно через два канала:
1. Подать заявление в любой из банков, клиентом которого вы являетесь: банк обязан перенаправить это заявление в ЦБ не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России);
2. Направить заявление непосредственно в ЦБ через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Заявление в любой из источников должно содержать:
— фамилию, имя и отчество (при наличии);
— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
— полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
— номер телефона (при наличии).
Дополнительно можно указать ИНН, СНИЛС и даже даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
ЦБ рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
При этом банк, клиент которого попал в «чёрный список» ЦБ может самостоятельно, без участия клиента, отправить регулятору заявление об исключении клиента из базы данных, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно.
В некоторых случаях, когда ни ЦБ, ни банк не могут однозначно подтвердить, что операции совершаются мошенниками, придётся подать заявление в МВД и уже после его принятия проходить процедуру заново.
Как исключить из этой базы данных юрлицо и ИП, а также другие ответы на вопросы по информационной безопасности, можно узнать в соответствующем разделе на сайте Банка России.
Все это к сожалению не работает, если ваши паспортные данные использовали мошенники и банк не признает этот очевидный факт (к открытой дебетовой карте привязывают левый номер телефона и проводят мошеннические поступления и снятия) и без заявления в МВД здесь не обойтись. Потому что многочисленные обращения в ЦБ перенаправляются в данный банк, который говорит что операции совершены вами и вы получаете отказ. При обращении в сам банк - они направляют формально запрос на исключение из базы, при этом не указывая то, что клиент не имеет отношения к операциям и получается тупик.
Lissa-Wada, Примерно в такой ситуации я оказалась. Переписка с ЦБ РФ длится уже второй месяц и результат стремится к нулю. Блокированы практически все мои карты и мобильные приложения. ЦБ РФ ссылается на то что сведения получены им из РНКБ и отправляет туда за разъяснениями. РНКБ на мой письменный запрос отвечает, что не может идентифицировать меня, как клиента. Это правильно, потому, что я никогда клиентом этого банка не являлась. РНКБ, не поясняя ничего более, посылает меня опять в ЦБ РФ, куда я направила очередное обращение, пока безответно. Никакой информации об инциденте, который явился причиной включения меня в злополучный реестр, никто из банков не предоставляет. Какие действия должны быть мной предприняты для исключения из него, опять же никто не сообщает. Миллионами я не ворочала, имею несколько вкладов и живу на пенсию и проценты, за которыми теперь приходится бегать по банкам. Деньги они отдают, хоть за это спасибо. Не представляю, что с этим делать!
Привет!
Со мной происходит очень неприятная история. Хочу, с одной стороны, рассказать, что такое может быть, с другой, открыта для общения с журналистами по этой теме, т.к. не понимаю вообще, кто еще может помочь.
21/10/2024 Банки, в которых у меня есть счета стали слать сообщения, что на основании ФЗ 161 приостанавливают использование мной карт, интернет и мобильных банков, типа что мои данные включили в базу данных мошенников. Я прочитала, что могу оспорить это через обращение в ЦБ или в...
Подскажите пожалуйста, где выгодно открыть вклад? Я просто в первый раз, переживаю очень за свои деньги.
У меня нет и никогда не было никаких дел с СВОКОМбанком. За последние три дня меня утомил даже сервис защиты от моего ОПСОСа своими смсками о заблокированных звонках от Совкомбанка. Робот этого совка, видимо, звонит, не останавливаясь, с тысячи номеров, чтобы рассказать мне о супервыгодном предложении. Никогда! НИКОГДА НИКОГДА НИКОГДА не буду иметь дел с этим банком. И да, как от них избавиться, а? ЗЫ. Пока это писала, пришло 2 смски от ОПСОСа о заблокированных звонках от Совкомбанка
Обратилась в ноябре 2019 года в совкомбанк, чтобы узнать как улучшить кредитную историю (т.к ранее имелись просрочки по 2м кредитам небольшие), девушка предложила кредитного доктора, очень размыто рассказав о нем, сделала 2 карты от совкомбанк, не рассказав что к чему, сказала, что если хотите улучшить кредитную историю надо на карту по 10 000 рублей класть 6 месяцев и потом кредитная история улучшится. Не упомянув о том, что если этого делать не буду у меня будет долг расти в Совкомбанк. В...
РНКБ повысил ставку по потребительскому кредиту на любые цели под залог имеющейся в собственности недвижимости. Размер повышения составил 1,5 процентного пункта.
Что сделать, чтобы мне перестали звонить из всех кредитных организаций, мне больше не нужен кредит
Альфа-Банк с 16 июля обновил условия по кредиту на приобретение автомобиля, увеличив процентные ставки и максимальную сумму кредита.
Здравствуйте! Сбербанк не выдаёт средства по свидетельству о праве на наследство по завещанию! Документ получен у государственного нотариуса, в нотариальном реестре наследственных дел всё зарегистрировано. При посещении банка (12.07.24) с документами в выдаче наследства было отказано, сотрудники ссылались на проверку службы безопасности. Какие могут быть проверки, если все документы уже оформлены, свидетельство о праве на наследство на руках? Коррелируется ли это с каким-либо законом? (если...
Альфа-Банк обновил условия по потребительскому кредиту под залог имеющейся в собственности недвижимости, увеличив максимальную сумму кредита до 30 млн рублей.
Азиатско-Тихоокеанский Банк обновил процентные ставки по потребительскому кредиту на любые цели без обеспечения.
Как пишет «Forbes», в шести из пятнадцати крупнейших банков по объему депозитов физических лиц (ВТБ, Альфа-банк, МКБ, ВБРР, банке «Санкт-Петербург» и «Ак Барс») с начала лета увеличились процентные ставки по вкладам в юанях.
Русский Стандарт повысил комиссию за снятие наличных по кредитным картам.
Кэшбэк 5% за покупки от 2 000 рублей на АЗС (МСС коды: 5172, 5983, 5542, 5541) начисляется держателям кредитной карты Card Credit Plus и карты рассрочки Card Credit.
"В целях ограничения санкционного влияния Банк России приостанавливает публикацию ежедневной информации об объемах торгов долларом США, евро и юанем по отношению к рублю, рассчитанных на основе внебиржевых торгов с расчетами «завтра».