Назад
Аватар
5 августа в 10:50

«Бургерномика», или Самые необычные мировые индексы

Наверняка вы знаете, что в Париже сейчас проходит летняя Олимпиада, а вот слышали ли вы о существовании «индекса Олимпийских игр»? 

В основе этого неофициального индикатора лежит наблюдение, что Игры обычно вызывают рост мировых фондовых рынков. Исследовательская компания Zacks Investment Research подсчитала, что с 1900 года индекс Dow Jones прибавлял в среднем 4% на протяжении 26 летних Олимпиад. Исключением стали Игры в Пекине: на фоне кризиса 2008 года индекс, в состав которого входят голубые фишки американского рынка, потерял 1%. 

Эксперты отмечают, что фондовые индексы стран, принимающих соревнования, также обычно растут, а местные компании являются бенефициарами Олимпиады.

Изображение: olympics.com/en/paris-2024

«Индекс Олимпийских игр» — лишь один из многих необычных индикаторов, которые эксперты используют для оценки настроений, благосостояния, покупательной способности населения. В этой заметке мы собрали самые интересные из них.

«Индекс Биг Мака»

Этот индекс впервые был рассчитан журналом The Economist в 1986 году, став неофициальным способом определения паритета покупательной способности в разных странах. Знаменитый бургер был выбран в качестве эталона по двум причинам: во-первых, рестораны сети McDonald’s открыты во многих странах; во-вторых, Биг Мак содержит компоненты, которые могла бы в себя включать универсальная продуктовая корзина (хлеб, сыр, овощи, мясо). Индекс публикуется два раза в год на сайте The Economist, а исследования на основе этого индекса называют «бургерномикой».

С помощью «индекса Биг Мака» аналитики могут узнать:

  • реальный курс валют — на сколько та или иная национальная валюта недооценена или переоценена по отношению к доллару США;
  • уровень инфляции — на сколько выросла цена бургера за определенный временной промежуток;
  • уровень заработной платы в стране — бургеры в развитых странах стоят дороже.

В июле 2022 года из базы расчета индекса были исключены российский рубль, украинская гривна и датская крона. После ухода McDonald’s в России появился новый индекс — «бутербродекс», который отражает картину потребления популярных у россиян продуктов для завтрака. Данные берутся с онлайн-касс по всей стране, в корзину расчета входят батон (400 г), ветчина (200 г), сливочное масло (180 г), сыр (200 г), огурцы (500 г), растворимый кофе (95 г) и сахар (1 кг).

«Индекс оливье»

Еще один «съедобный» индикатор, отражающий уровень роста цен на продукты, которые россияне используют для приготовления самого популярного новогоднего салата. Как известно, рецептов оливье множество, но Росстат учитывает стоимость ингредиентов для самого распространенного варианта: вареная колбаса (300 г), яйца куриные (4 штуки), картофель (500 г), морковь (200 г), лук репчатый (100 г), огурцы маринованные (400 г), горошек зеленый консервированный (380 г), майонез (200 г).

Накануне нового, 2024 года индекс салата оливье, по данным Центра стратегических разработок (ЦСР), вырос на 8,7%. Дешевле всего приготовление салата обошлось жителям Мордовии (161 рубль), дороже всего — жителям Чукотки (478 рублей).

«Индекс борща»

Этот индекс рассчитывается похожим методом и также только в России. Его цель — оценить покупательную способность людей в отдельных регионах, динамику изменения стоимости отдельных продуктовых составляющих, покупательную способность рубля. По мнению исследователей, которые рассчитывают индекс, стоимость борщевого набора для простых людей позволяет увидеть реальное значение продуктовой инфляции как в целом по стране, так и по отдельным городам.

В основе индекса — продуктовый набор для борща на семью из четырех человек: картофель (350 г), капуста (200 г), лук (80 г), морковь (80 г), свекла (130 г), чеснок (6 г), курица (500 г), сметана (100 г) и хлеб (200 г). Текущие показатели индекса можно посмотреть на сайте индекс-борща.рф.

«Индекс Иванова»

Иванов — это условный среднестатистический россиянин со средним доходом, который живет в городе с населением от 100 000 человек. Расчетом занимается группа аналитиков Сбербанка на основе опроса определенного круга людей. Также учитываются динамика и структура расходов, их сбережения, потребительское поведение, восприятие экономической ситуации в стране, уверенность в завтрашнем дне.

Так, по итогам I квартала 2024 года «индекс Иванова» повысился до минус 6% с минус 14% в IV квартале 2023 года. Этот показатель стал рекордно высоким за все время исследований. Опросы проводились в период с 19 февраля по 13 марта: тогда отмечалось замедление недельной инфляции, безработица оставалась низкой, а курс рубля был относительно стабильным.

«Индекс мужского нижнего белья»

Этот необычный показатель, по которому можно судить о спаде в экономике, в 2008 году придумал бывший председатель ФРС США Алан Гринспен. Свою теорию он пояснил журналистам следующим образом: мужчины относительно редко покупают нижнее белье, но продажи при этом постоянны. Если же их объем начинает снижаться, то это свидетельствует о падении доходов населения и наступлении рецессии.

«Индекс губной помады»

Похожий индекс, но с расчетом на женскую аудиторию покупателей, разработал создатель косметического бренда Estee Lauder Леонард Лаудер. По его теории, в трудные времена женщины тратят больше средств на мелкие предметы роскоши, такие как губная помада, чтобы чем-то себя порадовать.

Так, например, после теракта 11 сентября 2001 года продажи помады в США выросли на рекордные 11%, а в кризисном 2008 году рост продаж в целом по миру составил 2,9%. Теория не подтвердилась во время пандемии COVID-19: продажи снизились, поскольку покупательницы вынуждены были оставаться дома, а магазины были закрыты.

«Индекс попкорна»

Ученые утверждают, что в кризисные времена люди нуждаются в развлечениях больше обычного, испытывая потребность уйти от реальности хотя бы на пару часов. Кино дает им такую возможность при относительно невысоких расходах. По данным Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США, в течение пяти лет рецессии, которая завершилась кризисом 2008 года, объем продажи билетов в кассах постоянно рос. А в I квартале 2009 года он подскочил более чем на 9% по сравнению с 2008 годом.

Во времена Великой депрессии в США фильмы «Унесенные ветром» и «Кинг-Конг» и вовсе побили рекорды посещаемости, несмотря на высокий уровень безработицы.

Поделитесь в комментариях, что думаете о подобных неофициальных индикаторах?

15
4
300
Комментарии
4

5 августа в 10:56

Ну когда уже на трусы нет денег, действительно экономике плохо.

Ответить
3

Аватар
5 августа в 12:17

У нас сейчас Банк России официально публикует индекс Окрошки. По сравнению с прошлым годом добавилось к стоимости 10,1%!

Ответить
3

Аватар
5 августа в 12:27

Сергей Надзорный, это видимо летняя вариация индекса оливье)

Ответить
1

Аватар
5 августа в 14:01

Сергей Надзорный, ох, окрошечка-окрошка. Как же я ее люблю.

Ну а в целом, почему бы и нет. Хороший показатель покупательной способности населения, возможность купить колбасу!, овощи и зелень.

Ответить
1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть