Мошенники заставили клиентку банка скачать программу удаленного доступа и оформили на нее кредит. Должница пыталась оспорить сделку, но проиграла. Местные суды решили, что женщина сама передала необходимые данные аферистам и вины банка в этом просто - нет.
Но Верховный суд РФ с коллегами не согласился. Он принял доводы обманутой женщины о том, что банк не согласовал с ней индивидуальные условия договора. А еще ВС обратил внимание на то, что заемные средства сразу перевели на счет неизвестного гражданина в другом банке. Значит, банк проявил неосмотрительность.
Эта история началась стандартно - одна гражданка взяла кредит в банке. Она указала свой номер телефона, чтобы ее можно было идентифицировать. В следующем году, когда женщина стала вносить очередной платеж по этому договору, то с удивлением узнала от сотрудника банка, что на ее имя оформили еще один кредит. Его взяли через мобильное приложение банка.
По словам заемщика, ей позвонил якобы сотрудник банка и сказал, что на нее хотят оформить заем. Он обманом заставил ее установить приложение для удаленного управления ее гаджетом. Через эту программу мошенники получили доступ к устройству женщины и взяли деньги в банке. На ее телефон поступали СМС от банка: там были коды, подтверждающие оформление кредита и страхования, а также снижение ставки по сделке. Входящие сообщения аферисты удаляли. Полученные 826 000 рублей мошенники перечислили в другой банк на чужую карту, а 94 116 рублей - в страховую фирму банка в качестве страховой премии.
Гражданка попросила банк провести внутреннее расследование, ведь она не брала кредит. Еще она обратилась в полицию, где возбудили дело "по факту хищения денег из банка". Потерпевшей признали финорганизацию. Жертва мошенников пошла в суд. Спор заметил портал Право ru.
Суды исходили из того, что женщина не собиралась брать кредит, а банк действовал неосмотрительно
В суде гражданка просила признать договоры кредита и страхования недействительными и незаключенными и взыскать с банка в ее пользу сумму кредита - чуть меньше миллиона рублей, а еще 50 000 рублей компенсации морального вреда и штраф в размере 50% от взысканной суммы. Банк возражал - клиентка дала кредитной организации номер телефона. При оформлении своего кредита она подписала соглашение о дистанционном обслуживании.
Мнения судов разделились. Сначала первая инстанция и апелляция встали на сторону жертвы аферистов. Суды признали кредитный договор недействительным, а деньги по нему - неполученными. Суды исходили из того, что женщина не собиралась брать кредит и была уверена, что в диалоге с мошенником спасает свои деньги. По их мнению, банк, как профессиональный участник кредитных отношений, действовал неосмотрительно. Суд учел, что деньги в итоге получило третье лицо. Их зачислили не на счет клиента в банке-кредиторе, а перевели на карту в другой банк.
Кассация направила дело на пересмотр в апелляцию. Суд отметил, что договоры подписаны СМС-кодами. Они подтверждают совершение сделок через дистанционные сервисы банка. Так стороны согласовали все существенные условия договоров. Их письменная форма считается соблюденной, заключила кассация. Банк не отвечает за последствия того, что клиент представил данные посторонним. При повторном рассмотрении суд отказал в иске. С таким выводом согласился и кассационный суд. В деле нет доказательств, что банк виноват в произошедшем.
Гражданка пожаловалась в Верховный суд. Она ссылалась на Постановление Пленума ВС (от 23.06.2015 N 25). Там сказано, что сделка - это волеизъявление лиц, которое направлено на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей. Она же не проявляла желания заключить спорные сделки с банком. Она отметила, что не получала заемные средства: их сразу направили в другой банк на карту неустановленных лиц. В отношении них расследуется уголовное дело. Еще она обратила внимание, что договор кредита считается заключенным с момента получения денег. Она же их не видела. Банк уверял, что он ничего не нарушал. Клиентка подписала простой электронной подписью и кредит, и договор страхования. Передача кодов посторонним - это неосмотрительность ее самой. Ни банк, ни страховщик за это не отвечают. Да и вообще он не обязан следить, куда со счета идут деньги.
ВС выслушал стороны и обратил внимание, что сообщения клиенту писали на латинице. Хотя по закону "О защите прав потребителей" надо предоставлять информацию об услугах на русском языке. Еще заметил, что в памяти телефона женщины есть следы работы программ, через которые можно удаленно управлять устройством, хотя банк уверял, что вход в приложение банка был выполнен с телефона клиента.
В результате ВС отменил акты апелляции и кассации и направил дело на новое рассмотрение в областной суд. Теперь апелляция снова разберется, почему банк не обратил внимание на многие странные моменты выдачи второго кредита и защитит клиента финансового учреждения.
Мои поиски в рунете подробностей именно этого дела и подобных ему дел на тему такого "кредитования", с участием в процессе Верховного суда РФ, привели меня к таким результатам, например:
ВС решал, придется ли жертве мошенников платить по кредиту:
https://pravo.ru/story/248329/?ysclid=m1z9c8yad4632502812
ВС запретил выдавать кредит по СМС:
Noname2, но в первой дополнительной ссылке именно про эту ситуацию из моего поста рассказано. По суммам кредита и страховой выплаты всё сходится до рубля. А вестИ в рунете дальнейшие поиски текстов судебных документов/решений по тому делу, в пределах прошедшего временного интервала, нам ведь никто не запрещает. Имхо, на сайте Верховного суда и сайтах местных судов что-то ещё найдётся. Да и на сайте "Хоум кредит банка/Хоум банка" что-то может быть. Главное - найти время для этого и чётко запросы для рунетовского поисковика формулировать.
Viktoria Ki, имхо, им не только ознакомиться следует. Но и, в очередной раз, напомнить себе самим о пользе народных изречений "лучше перебдеть, чем недобдеть", "нужно держать ушки на макушке" и т.п.
Да и история эта ещё не закончена:
" ... В результате ВС отменил акты апелляции и кассации и направил дело на новое рассмотрение в областной суд. Теперь апелляция снова разберется, почему банк не обратил внимание на многие странные моменты выдачи второго кредита и защитит клиента финансового учреждения."(с)
🎉 В ноябре в Народный рейтинг банков поступило рекордное количество отзывов — более 100 000!
Мы рады поделиться с вами этой впечатляющей статистикой: 105 510 реальных отзывов от наших пользователей!
Ранее я писал о том, что власти предложили ввести обязательное тестирование для всех заемщиков, которые берут кредит впервые.
Первое место не оставлю без картинке)
Сбербанк – крупнейший российский банк, который имеет стратегически важное значение для финансовой системы страны. Исторически Сбер является преемником сберегательных касс Российской империи, а затем и советских Гострудсберкасс. А кому принадлежит банк сегодня, разберемся ниже.
Как сообщает «РБК», Министерство юстиции выступило с предложением запретить кредиторам привлекать судебных приставов для взыскания просроченных долгов граждан в течение года с момента их возникновения. Также в ведомстве рассматривают возможность введения платы за услуги судебных приставов.
Всем КУ. Ищу банки которые выдают кредитки с возможностью снять (= перевести) бесплатно наличные и беспроцентным периодом на это (45+ дней). Можно даже платные. В моем списке:
Кто-то может популярно объяснить разницу между Накопительным Счётом и Вкладом в случае, если это вклад с выплатой процентов ежемесячно на отдельный счёт?
Добрый день. Скажите, пож, у всех ВТБ выглядит странно в последнее время? У меня вообще огромный опыт общения с банком в качестве клиента, две ипотеки, толпа кредитов, но начался какой-то треш.
Взяла карту , мне позвонил менеджер лимит 120к , приехал курьер 5.10.2024 в 11:34 Юлия , после чего вручила быстрей , быстрей карту и уехала , ни чего не сказав , я прихожу домой открываю , а а там лимит 0,10 копеек , я пишу в чат , они такие это ваш лимит , смеетесь ? У меня есть кредитная карта в тинькофф и я ею пользую каждый день , все кладу во время , все делаю , а тут лимит 10 копеек , написала жалобу БЦ РФ , что бы вам досталось за заслуги , что просто так всучиваете карты , ждите...
Я являюсь пользователем кредитной карты Газпромбанк, пользуюсь ей больше полугода, всегда в срок закрываю платежи, но сегодня 04.10.2024 произошла неприятная ситуация: зайдя в личный кабинет увидел -5819.48 на счету, не понятно за что списали в истории написано «изменение баланса» и в течение дня 6 раз звонил бот с Газпромбанка напоминаю что у меня задолженность на карте и ее нужно погасить до 7 октября, все операции по кредитной карте до этого делал без комиссии и они в ходили в льготный...
ГПБ очередное повышение % ставок по дебетовым продуктам банка.
Дорогие, продолжаем тему наших финансовых стратегий. Проценты по депозитным продуктам достигли максимальных значений — наши коктейли ещё крепче!)
По вкладу «На взлёт» средняя годовая процентная ставка за полный срок вклада составляет 20,95% годовых (проценты начисляются по периодам: от 18% до 27% годовых). Доходность депозита «Новый хит» в зависимости от срока размещения денежных средств составляет 19,5–21% годовых. Процентные ставки по депозитам действуют для клиентов, у которых в течение предыдущих 90 календарных дней до даты открытия срочного банковского вклада отсутствуют: