Назад
9 декабря 2021 в 18:42

ВТБ хитрит со сверхлимитной задолженностью по дебетовой карте

В сентябре впервые столкнулся с таким уникальным феноменом от ВТБ под названием штраф за сверхлимитную задолженность по счету карты. Суть в том, что переводятся деньги на карту ВТБ каким-либо способом (я переводил из другого банка) и они моментально появляются на балансе карты. Клиент радостно думает, что может свободно этими деньгами распорядиться. Я так и сделал - перевел деньги на мастер-счет. А оказалось, что банк эту транзакцию не ещё не отработал и я получается влез в овердрафт. Как будто взял кредит в МФО. Соответственно, через какое-то время меня оштрафовали за пользование деньгами банка. Штраф был невелик, так как транзакция была обработана на следующий день после перевода и "задолженность" была как бы погашена.
Обжаловал штраф в чате и мне штраф вроде бы на счет вернули. С тех пор стал аккуратнее обращаться со своими деньгами в ВТБ. Приходится каждый раз проверять, обработаны ли фактически мои переводы на свою карту.
6 декабря перевел на карту из другого банка крупную сумму. Деньги на карте появились мгновенно. Однако, статус транзакции оставался весь день В обработке. И на следующий день тоже. И сегодня 10 декабря ничего не изменилось. Можно представить, какой бы штраф уже набежал, если бы я по невнимательности распорядился каким-либо образом своими деньгами с карты. А хотел открыть вклад.
Опять написал в чат. Мне бодро ответили, что банк имеет право обрабатывать операцию до 10 дней.
Вот так банк, получив фактически мои деньги, прописал себе право распоряжаться ими по своему усмотрению до 10 дней, а мне это позволяет только за дополнительные деньги в виде штрафа. При этом, деньги как бы для меня доступны, они находятся на счете карты и у не обжегшегося ранее клиента может возникнуть впечатление, что ими можно свободно распорядиться. При осуществлении любой транзакции не появляется никакого предупреждения о том, что клиент в данном случае превышает лимит овердрафта.
Вот таким вот образом солидный вроде бы государственный банк играет по сути в наперстки с лояльными клиентами.
У меня такой вопрос - есть ли в данном случае повод к обращению в ЦБ или другой надзорный орган? По сути банк пользуется деньгами клиента, затягивая оформление элементарной транзакции. Также без предупреждения о возможности взимания штрафа позволяет клиенту воспользоваться своими деньгами, которые по всем признакам лежат на его счету, однако, по мнению банка их там нет.
29
349
Комментарии
29

9 декабря 2021 в 18:58
Так работает клиринг.
Ответить

9 декабря 2021 в 19:37
----------
Цитата

wad910 пишет:
Так работает клиринг.

----------

Так работает ВТБ.
Ответить

9 декабря 2021 в 19:51
Я пока с таким не сталкивался. Всегда был статус обработано. Правда было другое. Делал возврат. Статус операции обработан, а денег на карте нет. Спросил в чате, что за дела, сказали так работает система. Деньги появились на карте через 3-4 дня.
Ответить

10 декабря 2021 в 00:22
----------
Цитата

igor6927 пишет:
У меня такой вопрос - есть ли в данном случае повод к обращению в ЦБ или другой надзорный орган?

----------
С точки зрения закона это вполне себе разрешенное действие и раньше это было широко распространено (моей знакомой несколько раз приходилось по этому поводу бодаться со Сбербанком). Т.е. фактически бух.учёт смотрит тупо на счёт, а туда деньги по переводу действительно пока не пришли. Но все нормальные банк от этого ушли и начинают считать проценты за овердрафт не сразу, а спустя несколько дней и их хватает, чтобы пришёл клиринг по переводу.

Тут надо смотреть договор - на какой день считается процент за овердрафт (технический, сверхлимитный - названия разные).
Ну и :write_nr: - вполне может быть, что получится договориться.
Ответить

10 декабря 2021 в 01:05
Вообще внешние переводы по номеру карты ВТБ всегда отрабатывает с задержкой по клирингу.
Если тянуть из ИБ или сайта ВТБ зачисление моментальное (несколько минут)
Ответить

10 декабря 2021 в 11:07
----------
Цитата

m.potter пишет:
Ну и изображение
- вполне может быть, что получится договориться.

----------

Туда написал. Только непонятно, о чем можно договориться. Тут только вопрос народного давления на банк, чтобы он прекратил порочную практику затягивания зачисления денег, а если уж тянет, то не нужно показывать деньги на счете, чтобы не провоцировать клиента на операции с его средствами с последующим штрафом. Или предупреждать должен, что клиент в данном случае использует овердрафт.
Тут вроде они ничего не нарушают, но выглядит это как игра в напёрстки.
Насколько я знаю, никакой другой банк таким мелким вымогательством не занимается.
Ответить

10 декабря 2021 в 13:13
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Только непонятно, о чем можно договориться.

----------
В вашем конкретном случае об отмене процентов и возврате их на счёт в полной сумме. Как я писал выше, прецеденты тому были, хотя формально банк и не обязан.

----------
Цитата

Насколько я знаю, никакой другой банк таким мелким вымогательством не занимается.

----------
Да, я тоже давно не слышал о таком. Думал, что изжили этот архаизм. Клиенты быстро о таких вещах прознают и "голосуют ногами". Благо какой динозавр, вероятно, последний остался.

Причём меня всегда удивляло в таких банках, что они своими же руками отбивают желание приносить им же деньги. Вот так бизнес! Кстати, я у них так брокерский счёт закрыл, когда при переводе на него они с меня захотели 2%. Написал им: ребята, вы серьёзно? Я хочу принести вам деньги и дать вам заработать на комиссиях, а вы начинаете с глупой жадности? Я уже забыл когда платил за перевод - сейчас почти всегда есть варианты.
Ответить

10 декабря 2021 в 13:26
----------
Цитата

igor6927 пишет:
В сентябре впервые столкнулся с таким уникальным феноменом от ВТБ под названием штраф за сверхлимитную задолженность по счету карты. Суть в том, что переводятся деньги на карту ВТБ каким-либо способом (я переводил из другого банка) и они моментально появляются на балансе карты. Клиент радостно думает, что может свободно этими деньгами распорядиться. Я так и сделал - перевел деньги на мастер-счет. А

----------

Была такая ерунда с Тиньковым несколько лет назад. Обнаружил по выписке. С технологической точки зрения это понятно, что по самому счету операции могут проводиться с задержкой.
Я им тогда предъявил их рекламу о мгновенных поступлениях и возможность пользования средствами. Быстро все вернули и больше не повторялось.

С другой стороны. Прежде чем исполнить распоряжение клиента на перевод, банк должен убедиться в наличии средств на счете клиента. Если средств нет, то должен был отказать в переводе!!!
Ответить

10 декабря 2021 в 14:05
----------
Цитата

m.potter пишет:
В вашем конкретном случае об отмене процентов и возврате их на счёт в полной сумме. Как я писал выше, прецеденты тому были, хотя формально банк и не обязан.

----------

Сейчас у меня нет такой проблемы. В сентябре меня оштрафовали и я по жалобе штраф вернул.
А сейчас просто с 6 декабря транзакция висит в статусе В обработке и я деньги не трогаю, соответственно, и штрафа нет. Пробовал попросить, чтобы быстрее обработали, говорят, ничего не можем сделать. Может обработаться за день, а может и за 10.
Ответить

10 декабря 2021 в 14:12
----------
Цитата

igor6927 пишет:
чтобы он прекратил порочную практику затягивания зачисления денег, а если уж тянет, то не нужно показывать деньги на счете

----------

Это основной принцип работы карточных платежных систем - двухступенчатое прохождение операции. Его просто надо знать и понимать. Что тут банк может прекратить?

Банк может не брать денег за технический овердрафт, и большинство нормальных банков его и не берут. Ведь клиент не виноват в такой ситуации.

Еще банк может пополнить счет собственными деньгами не дожидаясь клиринга. Некоторые приличные банки идут и на такое, но это уже сверхлояльность.

А вот не показывать увеличение доступного лимита на карте после авторизации банк не может, это будет нарушением правил МПС.
Ответить

10 декабря 2021 в 14:14
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Может обработаться за день, а может и за 10.

----------

Интересно, откуда они берут эти 10 дней?
В статье 865 ГК указано на 1 день и менее по возможности.
Ответить

Аватар
10 декабря 2021 в 14:18
----------
Цитата

Alex133 пишет:
Банк может не брать денег за технический овердрафт, и большинство нормальных банков его и не берут. Ведь клиент не виноват в такой ситуации.

----------

Штраф за теховер - жесть какая-то.... Сбер брал раньше 40% годовых посуточно - отменили уже лет 5-6 тому назад. Тинькофф никогда не требовал штраф за теховер.
Ответить

Аватар
10 декабря 2021 в 14:23
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Пробовал попросить, чтобы быстрее обработали, говорят, ничего не можем сделать. Может обработаться за день, а может и за 10.

----------

Там в НР банк ответил первично.
Ответить

10 декабря 2021 в 14:32
----------
Цитата

Alex133 пишет:
Банк может не брать денег за технический овердрафт, и большинство нормальных банков его и не берут. Ведь клиент не виноват в такой ситуации.

----------

Вот это и должен этот солидный банк прекратить делать. Что ему мешает ? Только жажда мелкой наживы. Не каждый заметит, что с него списали штраф, а если заметит, не каждый будет требовать возврат штрафа. Они ведь реально возвращают списанные деньги, значит, не всё так гладко с юридической стороной дела.
И что мешает ускорить обработку операций по зачислению денег на счет ? Почему 10 дней, как будто деньги пароходом плывут из Америки. В 19 веке быстрее векселя от иностранных банков обналичивали.
Что характерно, вчера сделал перевод из того же банка, с того же счета и на ту же карту ВТБ. Сегодня уже операция в статусе Исполнено. А перевод от 6 декабря до сих пор в статусе В обработке. Потом окажется , что у них был технический сбой и они через 10 дней таки полезут деньги заводить руками. А сейчас по моему запросу это никак не сделать.
Ответить

10 декабря 2021 в 14:32
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Может обработаться за день, а может и за 10.

----------

Это никак не зависит от вашего банка. Когда банк-донор пришлет клиринг, тогда счет и обработается.
Ответить

10 декабря 2021 в 14:54
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Не каждый заметит, что с него списали штраф, а если заметит, не каждый будет требовать возврат штрафа. Они ведь реально возвращают списанные деньги, значит, не всё так гладко с юридической стороной дела.

----------

На это и рассчитано. Они еще проценты по кредитным картам берут завышенные. Чуть ли не до 1% в месяц. Кстати сбер тоже не промах.
А как они не вернут. Они же провели платеж, при отсутствии средств на счете.
Ответить

10 декабря 2021 в 15:13
----------
Цитата

ppk16r пишет:
А как они не вернут. Они же провели платеж, при отсутствии средств на счете.

----------

Ну, как бы выдали кредит. Имеют право проценты снять.
Ответить

10 декабря 2021 в 15:18
----------
Цитата

igor6927 пишет:
А сейчас просто с 6 декабря транзакция висит в статусе В обработке и я деньги не трогаю, соответственно, и штрафа нет.

----------
Долго. Обычно пару рабочих дней идёт подтверждение перевода.

И когда приходит, то согласно 266-П:
----------
Цитата

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

----------
Т.е. сегодня уже самый медленный перевод должен приползти по максимумам всех сроков.

По возможности, меняйте банк. Что-то ненормальное в этом.
Ответить

10 декабря 2021 в 15:21
----------
Цитата

igor6927 пишет:
Ну, как бы выдали кредит. Имеют право проценты снять.

----------

А вы просили этот кредит. Или они сами захотели выдали, захотели обратно забрали.
Вы оформили распоряжение на перевод, а средств на счете нет. Обязаны отказать в переводе.
Ответить

10 декабря 2021 в 15:23
----------
Цитата

ppk16r пишет:
А как они не вернут. Они же провели платеж, при отсутствии средств на счете.

----------
Это же всё по вашему любимому ГК РФ:
----------
Цитата

Статья 850. Кредитование счета
1. В случаях, когда в соответствии с договором банковского счета банк осуществляет платежи со счета несмотря на отсутствие денежных средств (кредитование счета), банк считается предоставившим клиенту кредит на соответствующую сумму с момента осуществления такого платежа.

----------
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть