Назад
2 июля 2021 в 21:20

Сбер он же Сбербанк, как взломали мой ЛК

25.06 мошенники взломали мой личный кабинет на портале Госуслуги, изменили контактные данные (телефон, эл. почту) и пароль. Я пять дней не мог вернуть доступ. Что происходило с моими персональными данными в эти дни, я не знаю. В Роскомнадзор я пока не смог дозвониться, но обязательно дозвонюсь.

Мошенники стали ломиться в мои банки, и даже в другие банки (Открытие, Тинькофф), где у меня не было счетов, с заявками на выпуск кредитных карт и кредитов!

Я трижды удалял свою запись личным посещением отделения ПФР (по заявлению). Ничего не помогало! Мошенники практически сразу заново регистрировали мою запись, используя актуальный СНИЛС, паспорт и свой номер телефона. Они даже верифицировали мою запись через Тинькоф онлайн! Как это вообще возможно? Без человека, без предъявления паспорта. Я этого не понимаю.

В субботу, 26.06 произошел случай со Сбером

Скорее всего мошенники подготовили все заранее. Они поменяли мой основной контактный номер без моего личного присутствия, без паспорта. Поэтому в дальнейшем мне не приходили СМС оповещения. Хотя, по идее, даже о смене номера должно было что-то прийти. После этого они открыли две карты моментум (зачем две? - тоже вопрос) и им, видимо, выпало предложение на открытие предодобренной кредитной карты с лимитом 420 тыс руб. Ее они тоже оформили. Все эти действия, судя по выпискам из Сбербанка, были сделаны в субботу днем. Естественно, что я был не в курсе происходящего, не подписывал никаких выпусков карт и кредитных договоров. Вообще, я проживаю в СПб и находился в этот момент в родном городе. А действия совершались в конкретном отделении Сбербанка, которое находится в Московской обл. Здесь называть не буду, все данные переданы в полицию и службу безопасности Сбербанка.

Ровно в 20:00 26.06 я увидел пуш-нотификацию на своем телефоне о том, что в мой личный кабинет Сбербанка осуществлен вход (есть скриншот). Я сделал слайд и тоже вошел в кабинет. Увидел кроме своей карты еще и кредитку на 420 тыс руб. Успел сделать еще один скриншот, а потом меня выкинуло. Я стал звонить по номеру 900. Первый раз неудачно. Потом повторный звонок и оператор взял трубку. Я сразу же сообщил о происходящем и попросил заблокировать и личный кабинет, и карты, и вообще всё. С оператором я говорил порядка 25 мин. После я хотел проверить были ли какие-то списания, но от волнения не смог вспомнить кодовое слово.

На следущий день, 27.06 я пришел в центральное отделение Сбербанка на Думской, 1. Было воскресенье и другие отделения не работали. Именно там мне сообщили, что с кредитной карты были выведены практически все средства (419 тыс руб) на карту ПСБ банка. Там же я узнал о всех подготовительных действиях мошенников, которые были произведены накануне в субботу.

Все действия и на портале Госуслуги, и в Сбербанке делались с одного телефонного номера (он мне известен, я передал данные в полицию). Номер до сих пор активен и в сети. По выпискам из Сбербанка видны все действия мошенников. Известно даже отделение в Московской области, где производилось физическое открытие карт. Известен адрес места жительства там же, с точностью до квартиры (правда, скорее всего адрес подставной). Однако, ни полиция, ни служба безопасности Сбербанка не предпринимают каких-то активных действий.

На сегодняшний день, 02.07, я вернул личный кабинет на Госуслугах. При этом моя запись со статусом "Стандартная", и я пока не могу провести верификацию, потому что паспорт отдан на замену. Так же в записи нет истории запросов и полученных выписок, т.к. запись удалялась и вновь создавалась.

В Сбербанке написаны два заявления в службу безопасности, но ответа по ним пока нет. Карты и онлайн доступ заблокированы. В других банках и МФО озвучен запрет на выдачу мне каких либо продуктов, карт и кредитов. Попытка получить выписку из кредитной истории хотя бы от Сбербанка (т.е. от ОКБ) не увенчалась успехом. Якобы по ФЗ 218 я должен запрашивать ее сам.

В полиции собраны все материалы и опер отвез их дежурному следователю на проверку и открытие уголовного дела. На допрос меня пока тоже не вызывали.

Возможно прошло слишком мало времени и нужно просто подождать. Однако, я не понимаю почему служба безопасности Сбербанка хотя бы не хочет пообщаться со мной лично. Я звонил на горячую линию ЦБ. Мне посоветовали обратиться в электронную приемную через их сайт с обращением. Так же они сказали, что можно подать встречный иск к Сбербанку о признании кредитного договора недействительным.
83
1k
Комментарии
83

6 августа 2021 в 13:21
----------
Цитата

ЛараКрофт пишет:
Мобильными приложениями принципиально не пользуюсь

----------

Это неправильный подход. Пока что тут не было ни одной жалобы на воровство денег через МП клиента. Мошенники всегда устанавливают свое.
МП клиента имеет двойную защиту - блокировка телефона и пароль (или отпечаток) на вход в приложение.
Ответить

6 августа 2021 в 12:40
----------
Цитата

ЛараКрофт пишет:
Мобильными приложениями принципиально не пользуюсь, номер телефона на Госуслугах не указан, подключила контрольный вопрос/ответ на вход в ЛК, удалила все привязанные карты банков в ЛК.
Это поможет? Ну его, эти удобства с МП, слишком дорого они стоят, оказывается. smile:crazy:
Все подобные истории еще больше убеждают в моем правильном поведении.

----------

В случае ТС мошенники имели качественно подделанный паспорт, от этого защититься не получится. Очно явившись с таким паспортом в отделение мошенник сможет подключить МП на свой номер телефона, получить логин и пароль для входа в ИБ и даже сменить номер телефона на Госуслугах через МФЦ.
Ответить

6 августа 2021 в 12:29
----------
Цитата

mmms пишет:
что банки такие плохие и у них клиент всегда виноват.

----------


Покажите пальцем в тех, кто так делает.
Ответить

6 августа 2021 в 12:02
----------
Цитата

9248482 пишет:
Много раз уже везде писали: "Делайте на Госуслугах ДВУХФАКТОРНУЮ авторизацию."
Подтверждение входа через SMS это тоже не панацея, (вспомним хотя бы замену SIM-карты по доверенности) но всяко лучше чем обычный вход с логином/паролем.

----------


Мобильными приложениями принципиально не пользуюсь, номер телефона на Госуслугах не указан, подключила контрольный вопрос/ответ на вход в ЛК, удалила все привязанные карты банков в ЛК.
Это поможет? Ну его, эти удобства с МП, слишком дорого они стоят, оказывается. :crazy:
Все подобные истории еще больше убеждают в моем правильном поведении.
Ответить

6 августа 2021 в 10:51
----------
Цитата

AhalayMahalay пишет:
В Почта-банке сейчас фоткают даже при получении дебетовок. Сообщите об этом следователю, пусть запросит информацию.

----------


Да, именно так, фоткают. И когда я пришел с заявлением в Почта Банк, то увидел там то же самое лицо и скан поддельного паспорта, что и в других банках. Все эти данные уже переданы следователю. Просто и я, и следователь, и уголовное дело в Питере, а мошенники в Московской обл., Одинцово. Дело будет передаваться туда для проведения мероприятий (изъятия видео с камер банков и банкоматов и тд).
Ответить

6 августа 2021 в 09:56
Данная тема хороший пример для тех, кто здесь на форуме кричит о том, что банки такие плохие и у них клиент всегда виноват.

Если банк или МКК устанавливает, что операция совершена по поддельному паспорту, и клиент никаким образом не участвовал в ней, то даже такой консервативный банк как Сбербанк идет на отмену кредита.

С учетом сложившейся ситуации, ТС предстоит еще много хлопот, так как карт, счетов и кредитов много. Пожелаем удачи и успешного разрешения.
Ответить

6 августа 2021 в 08:39
----------
Цитата

ylozy пишет:
В дальнейшей переписке с исполнителем выяснилось, что в базах Минкомсвязи просто нет моего сертификата. И нет его потому, что УЦ его не предоставил

----------

Конечно это кромешный ад, что выдачу ЭЦП отдали каким-то коммерческим конторам, а не МВД.
Ответить

5 августа 2021 в 22:25
В Почта-банке сейчас фоткают даже при получении дебетовок. Сообщите об этом следователю, пусть запросит информацию.
Ответить

5 августа 2021 в 18:38
----------
Цитата

ylozy пишет:
Собранные мной документы привели к логичному исходу - мне позвонил представитель Сбербанка и сообщил, что банк признает кредитный договор (кредитная карта на 420тр) недействительным. Через пару дней они закрыли счет карты и направили данные в БКИ для очистки кредитной истории. Жду приглашения в банк для получения ответа в письменном виде.

----------

Ура :) , какой Вы молодец. Разбираться с системой тяжело.
А с электронной подписью вообще на форуме тем не припоминаю.
Ответить

5 августа 2021 в 18:16
Прошло 2 недели. За это время ситуация немного изменилась. Расскажу обо всем по порядку.

Я получил отчеты о кредитной истории из четырех крупных БКИ (ОКБ, НБКИ, Эквифакс и Русский Стандарт). Из них стало понятно в какие банки и МФО обращались мошенники. Схема с банками (кроме Сбера и Совкомбанка) везде одинаковая: открытие счета на мое имя, получение дебетовой карты по поддельному паспорту, запрос кредитных продуктов. С МФО мошенники поступали даже проще: отсылка фотографии поддельного паспорта по электронной почте, заявка на кредит, получение денег на карту, выданную тоже по поддельному паспорту.

При этом выяснилось, что мошенники перед атакой на банки запросили 2-НДФЛ в личном кабинете на сайте налоговой (туда они вошли через Госуслуги), и отчеты о кредитной истории в указанных БКИ через личные кабинеты. Кабинеты они создали сами и подтвердили их через все те же Госуслуги. Видимо хотели оценить мою платежеспособность и возможность получения на меня кредита.

Главная "ошибка" мошенников была в том, что заявки на кредит в МФО (а всего их оказалось 35) очень быстро испортили мою кредитную историю. Заявки в банки обрабатывались дольше. И видимо банки сами поняли, что творится неладное и дальше просто отказывали в кредите. После восстановления доступа к личному кабинету на сайте налоговой я обнаружил еще несколько открытых счетов в банках, в которые я никогда до этого не обращался.

В итоге получился вот такой список:

Сбербанк - 420тр (выпуск кредитной карты, вывод средств С2С операциями на карту Промсвязьбанка)

Совкомбанк - 30тр (кредитная карта Халва) + 600тр (потреб. кредит), вывод денежных средств

Промсвязьбанк (ПСБ) - открыт счет и выдана дебетовая карта. Зачисление средств из Сбербанка и МФО МаниМен. Вывод части денежных средств на карту Газпромбанка, части на карту Warka Bank (Iraq), частично выдано в банкомате. Есть покупки в д. Ликино (Одинцовский район) в сети супермаркетов Мираторг.

Московский Кредитный Банк (МКБ) - открыт счет и выдана дебетовая карта. Карта использовалась для зачисления денежных средств от МФО и видимо Совкомбанка. Денежные средства выводились на карту Киви Банка, Тинькофф Банка, снимались в банкомате. Есть оплата МТС и Мегафон. Короче, материала для следователей хватает.

Газпромбанк - открыт счет и дебетовая карта. Денежные средства переведены с карты ПСБ и сняты в банкомате

Почта Банк - открыт счет и дебетовая карта, запрос кредита (отказ банка)

Хоум Кредит энд Финанс Банк - открыт счет и дебетовая карта, запрос кредита (отказ банка)

Абсолют Банк - открыт счет и дебетовая карта, запрос кредита (отказ банка)

Банк Открытие - открыт счет, запрос кредита (отказ банка)

Тинькофф Банк - открыт счет, запрос кредита (отказ банка)

Банк Уралсиб - удаленная заявка на кредит (отказ банка)

Кроме этого, пять МФО выдали микрокредиты:

1. ООО МФК Мани Мен - 30.000р

2. ООО МКК Кредито24 - 9.000р

3. ООО МКК Займ-Экспресс - 6.800р

4. ООО МКК ДЗП-Центр - 6.666р

5. ООО МКК Русинтерфинанс - 2.000р

Cмешная ситуация была с ООО МКК Русинтерфинанс. Мошенники 28.06 взяли микрокредит 2.000р. Потом 30.06 погасили займ полностью. Далее, в тот же день, 30.06, опять взяли 2.000р. Зачем так делать?

Я лично посетил отделения всех банков, написал заявления, предоставил копии постановлений (о возбуждении УД и признании меня потерпевшим) и запросил документы. Главное, что во все банки мошенники приходили с поддельным паспортом. При этом ЭЦП более нигде не фигурировала.

Далее, я написал несколько ходатайств следователю о приобщении полученных мной материалов к уголовному делу. Выписки и скан поддельного паспорта из Промсвязьбанка я отнес в Сбербанк. Еще я написал и отправил заказные письма в адрес пяти МФО, которые выдали кредиты. Помимо этого, я отправил разъяснения по ситуации на их эл. почту, и попросил признать кредитные договоры недействительными. Одно из ходатайств касалось ЭЦП. Следователь отправил запрос в Совкомбанк, чтобы узнать в каком УЦ был выдан сертификат.

Потом были переписки с МФО, звонки из банков (сотрудники службы безопасности). Сбербанк и Совкомбанк молчали. Из Абсолют Банка позвонил руководитель СБ и устроил форменный допрос. Вообще, мне показалось, что МФО как-то быстрее и лучше шли на контакт. В итоге через несколько дней 4 из 5 МФО признали кредитные договоры недействительными. Остался только ООО МКК Займ-Экспресс.

Собранные мной документы привели к логичному исходу - мне позвонил представитель Сбербанка и сообщил, что банк признает кредитный договор (кредитная карта на 420тр) недействительным. Через пару дней они закрыли счет карты и направили данные в БКИ для очистки кредитной истории. Жду приглашения в банк для получения ответа в письменном виде.

Однако, еще остается Совкомбанк и одна МФО. Совкомбанк так и не предоставил мне никакой информации по делу. Более того, он не предоставил ее и по запросу следователя. Как я писал ранее, 12.07 я послал письмо на эл. почту Минкомсвязи (оно же Минцифры) с просьбой найти сертификат, выпущенный на мои ИНН/СНИЛС, и предоставить информацию по УЦ. Мое обращение поступило в работу 21.07. Еще 2 недели исполнитель писал ответ. В итоге, вчера, 04.08 я получил ответ (см. аттач) без информации об УЦ. В дальнейшей переписке с исполнителем выяснилось, что в базах Минкомсвязи просто нет моего сертификата. И нет его потому, что УЦ его не предоставил (т.е. нарушил ФЗ-63 ст.18). По вопросу защиты персональных данных на портале Госуслуги Роскомнадзор ответил примерно в том же ключе. Нет сертификата, нет данных по УЦ, я не могу отозвать сертификат, потому что не знаю где его отзывать. Остается надежда, что Совкомбанк все же ответит. Иначе придется подавать иск в суд.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

5 августа 2021 в 15:41
----------
Цитата

ylozy пишет:
Спасибо всем за комментарии и советы.

----------

Желаю скорейшего и благополучного решения проблемы. Вам благодарность тоже за такой подробный рассказ о ситуации.
Вы ,пожалуйста, пишите о новостях. И переживаем за Вас, и для знаний.
Ответить

23 июля 2021 в 11:26
----------
Цитата

ylozy пишет:
как мошенники поменяли в банке мой основной номер телефона на свой. Служба безопасности Сбера молчит.

----------
без заявы на то клиента письменно - косяк банка.
Ответить

23 июля 2021 в 11:15
По поводу украденного 1.5 года назад телефона...

Да, была такая история. Поэтому в нынешней ситуации с Госуслугами у меня (и моих коллег) появилось подозрение, что доступ к личному кабинету получили с помощью приложения на том телефоне и так называемого длинного (вечного) токена. Однако, я нашел информацию, что в июне был большой слив данных с Госуслуг (логины и пароли). У меня не стояла двухфакторка, поэтому я узнал о взломе именно в тот момент, когда приложение уже на моем новом телефоне было отвязано от системы.

Однако, есть обстоятельство, которое говорит за то, что это все же не был тот старый телефон. Когда я обратился в Промсвязьбанк (на его счет вывели деньги из Сбера), то там привязанным телефоном для доступа к личному кабинету оказался аппарат Samsung SM-G996B. Вряд ли мошенники использовали для одного взлома мой старый украденный iPhone XS, а в банки ломились с другого устройства. Да и номер телефона мошенников везде был один и тот же.

Главный вопрос остается к Сберу, как мошенники поменяли в банке мой основной номер телефона на свой. Служба безопасности Сбера молчит.
Ответить

23 июля 2021 в 11:00
Спасибо всем за комментарии и советы.

Ситуация пока не развивается. Я жду ответа от двух банков (Сбера и Совкомбанка) по большим кредитам. Две из пяти МФО уже сами признали кредитные договоры недействительными. Это МаниМен (30тр) и Кредито24 (9тр).

Поговорил с юристом. Если банки будут затягивать дело, то придется обращаться в суд с гражданским иском в рамках уголовного дела. Каждый эпизод оплачивать отдельно, а это примерно 50тр "от и до".

Ответили из ЦБ и Роскомнадзора. В общих словах, они не занимаются расследованиями, не оказывают помощь в оперативных разбирательствах с банками и иными кредитными организациями. Никак не контролируют ситуацию с персональными данными. Короче, "обращайтесь в суд".

На меня вышли журналисты сначала с БФМ, потом с Фонтанки. Я дал им подробное интервью. Остальные издания (vc.ru, iphones.ru, iguides.ru, ferra.ru, secretmag.ru) просто перепечатали статью, убрав некоторые подробности. Вообще, это сейчас очень популярная тема. Два дня назад ломанули аккаунт зам. директора развлекательных программ на ОТР Ивана Цыбина. Потом вышел сюжет на Россия24 и РБК. Забавно, что сам ОТР обращался ко мне с предложением снять сюжет.

Я так же жду ответа из Минкомсвязи (оно же Минцифры) про выпущенный на меня сертификат (ЭЦП). Мне нужна информация об Удостоверяющем Центре, чтобы отозвать сертификат. Запрос в работе.
Так же я написал ходатайство следователю, чтобы данную информацию запросили в Совкомбанке. Сам банк не пошел мне навстречу и не предоставил эту информацию. Хотя это не является секретом.

Кроме этого, по отчетам о кредитной истории я нашел еще 6 банков, в которых мошенники открывали счета на мое имя, дебетовые карты и запрашивали кредитные продукты. Это ПочтаБанк, Московский Кредитный Банк, Промсвязьбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк, Банк Уралсиб, Абсолют Банк. Я посетил их отделения лично, предоставил информацию, написал заявления и передал копии постановлений о возбуждении уголовного дела и признании меня потерпевшим. Ни один из перечисленных банков не одобрил кредитные продукты. Ну, видимо потому, что кредитная история уже была порядком испорчена.
Ответить

22 июля 2021 в 23:42
----------
Цитата

Biarritz пишет:
Как там объяснили, при первичной регистрации госуслуги выдают токен устройству, на котором они были установлены, и его удалить нельзя, зато по нему можно войти на госуслуги без логина и пароля, а оттуда узнать всю личную информацию и вперед по банкам.

----------
После переустановки приложение под android заново требует логин (один из идентификаторов) и пароль, каким токеном там можно без пароля войти на госуслуги не совсем понятно.
Ответить

22 июля 2021 в 23:25
----------
Цитата

Biarritz пишет:
по нему можно войти на госуслуги без логина и пароля

----------

Но сначала надо войти в телефон по паролю.
Ответить

22 июля 2021 в 23:00
ylozy, простите, это не Вы описывали ситуацию на висиру? Там было то же самое. Но ранее был украден телефон, на котором были впервые установлены госуслуги. Как там объяснили, при первичной регистрации госуслуги выдают токен устройству, на котором они были установлены, и его удалить нельзя, зато по нему можно войти на госуслуги без логина и пароля, а оттуда узнать всю личную информацию и вперед по банкам.
А, все, увидела, это были Вы.
Ответить

22 июля 2021 в 22:52
----------
Цитата

Itsoft пишет:
Вопрос в том, как избежать подобных неприятностей с потерей телефона, в котором предустановлено приложение госуслуг?

----------

А какие могут быть неприятности от такой потери? Точнее, при чем тут установленные приложения?
Самая большая неприятность тут может заключаться в попадании к мошенникам симкарты с номером, зарегистрированным в банках и госуслугах. А сам телефон обычно у всех имеет блокировку.
Ответить

22 июля 2021 в 17:13
Как я понимаю это не единичный случай мошенничества с использованием мобильного телефона и портала госуслуг. Вопрос в том, как избежать подобных неприятностей с потерей телефона, в котором предустановлено приложение госуслуг?
Ответить

21 июля 2021 в 11:18
Вот, ещё один подтянулся - СКБ-Банк
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть