Банк России разъяснил ряд вопросов, связанных с оспариванием отказа банка в проведении операции или открытии счета по Закону N 115-ФЗ
Письмо Банка России от 12 сентября 2018 г. N ИН-014-12/61
С 30 марта 2018 года положениями Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрен двухуровневый механизм реабилитации клиентов банков (иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом), в отношении которых из-за подозрений в нарушении ими антиотмывочного законодательства принято решение об отказе в осуществлении операций, отказе в заключении договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада). Подробнее об этом мы рассказывали ранее.
Банк России ответил на некоторые вопросы, связанные с функционированием этого механизма.
В частности, Центробанк пояснил, что несмотря на то, что нововведения вступили в силу только 30 марта 2018 года, клиенты вправе воспользоваться этой процедурой по решениям об отказе в совершении операции, отказе в заключении договора банковского счета (вклада), принятым с 30 июня 2013 года (даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям").
Также Банк России отметил, что финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями должна проинформировать его о причинах отказа. При этом такая информация должна быть предоставлена в объеме, обеспечивающем клиенту возможность ее использования для реабилитации.
Кроме того, в письме поясняется, что если межведомственной комиссией при Банке России было принято решение об отсутствии оснований для отказа и клиент обращается с повторным распоряжением о проведении этой операции или повторным намерением заключить этот договор банковского счета (вклада), финансовая организация не вправе отказать клиенту в их проведении/ заключении.