Еще один вопрос, уже понасущнее, из числа тех, которые не очень внятно были объяснены в этой теме и на который дает ответ книга Мэлони: какую часть из имеющихся средств держать в золоте?
Этот вопрос в теме задавали много, много раз. В первые годы существования темы ответы были примерно такими: «Ну, вроде бы, пишут, что десять процентов... Такие, кажется, рекомендации… От силы двадцать можете держать…».
Из этих ответов было непонятно, почему именно 10%? И неужели эта рекомендация подходит каждому – и, например, независимому трейдеру, спекулирующему на бирже, и «тезавратору»-предпенсионеру, покупающему монетки на старость? Но новичок, задавший вопрос, благоговейно замолкал, не решаясь спрашивать дальше. Однако, если бы и решился, то не много бы выиграл, ибо видно было, что отвечавший и сам толком не знал, что сказать. Когда уже много раз такой ответ в теме повторился, стали отвечать смелее: «Выяснили ведь уже давно в этой теме, что десять, максимум двадцать процентов! Так, наверное, и надо делать!». Но ясности это, конечно, не добавляло. И только уважаемый BAY, отвечая на этот вопрос, стал со временем призывать всех думать самостоятельно и самим принимать решения. Но это для новичка тоже страшновато – не зная броду, сунешься в воду, примешь своим неопытным умишком нетипичное решение… А оно как-нибудь так потом обернется, что приведет к потерям… Кто его знает, может быть, эта рекомендация насчет 10% написана слезами многих поколений разорившихся инвесторов? И отклонение от нее смерти подобно? И для других это настолько очевидно, что и не разъясняют подробно?
Одним словом, становится необходимым понять смысл этой рекомендации и выяснить, для кого именно она предназначена. Книга Мэлони помогает сделать это. Из нее мы узнаем, что практика держать в золоте примерно 10% средств возникла в среде биржевых спекулянтов. Мэлони приводит ходившую среди них присказку: «Вложи 10 процентов денег в золото и молись, чтобы тебе это никогда не понадобилось».
Тогда становится понятным и то, почему всего лишь 10%. Биржевой спекулянт ведь живет «с оборота» своих средств на бирже, поэтому, при прочих равных условиях, чем больше их он вложит в спекуляции, тем больше будет прибыль. А если, наоборот, отвлечь большую долю средств в такой неспекулятивный, защитный актив, как золото, то на эту же долю уменьшится и прибыль от спекуляций. Невыгодно это спекулянту. Но только до тех пор, пока на рынках все хорошо и спекуляции приносят именно прибыли, а не убытки. В противном же случае сделанные вложения в золото помогут биржевику остаться на плаву. И вот, жизнь, расчеты и опыт выработали среди спекулянтов правило: оптимально будет держать в золоте примерно 10%. Так и прибыли не сильно уменьшишь, и страховку достаточную будешь иметь.
Эта доля в 10% для спекулянтов, конечно, не догма: кто порисковее, может держать в золоте, к примеру, только 5%, или даже вообще золота не иметь. Кто поосторожнее, держит в золоте, скажем, 15%. Кстати говоря, в любом случае эту долю спекулянту выгоднее держать не в физическом металле, а в «бумажном». Чтобы, если потребуется, быстро перевести ее в спекулятивные активы и снова закрутить на них биржевую игру.
Для «тезавратора» все, конечно, обстоит совсем иначе. Он получает доходы не от оборота своих денег, а, к примеру, от работы по найму. Имеющиеся средства ему нужно просто сохранить, а не спекулировать ими. «Тезавратора» не так страшат краткосрочные потери при условии, что в долгосрочной перспективе потерь не будет. Все эти отличия приводят его к совсем другому ответу на вопрос, какую часть сбережений держать в золоте. Возьмем пример, противоположный биржевому спекулянту: пусть человек работает по найму и у него нет никакого желания играть на бирже. Пусть не хочет он или не может и покупать недвижимость для сдачи в аренду. Такому человеку вполне разумно будет вложить в золото основную часть средств, а небольшой остаток на случай непредвиденных расходов держать в долларах или пусть даже в рублишках. Вот подходящий для него совет Мэлони: «Поскольку драгоценные металлы являются таким надежным и простым вложением, они составляют от 50 до 70 процентов стоимости всех инвестиционных портфелей, которые я контролирую, начиная с 2003 года. Тем из моих клиентов, кто не переносит риска и очень беспокоится о судьбе американского доллара, я советую довести долю драгоценных металлов в портфеле до 75 или даже 100 процентов…».
У третьего человека, к примеру, все обстоит так же, за исключением того, что он хочет и на бирже размещать некоторую часть средств. Такому, может быть, подойдет пример самого Майкла Мэлони: «…в моем инвестиционном портфеле доля реальных драгоценных металлов составляет от 50 до 70 процентов. Примерно 20-40 процентов занимают акции компаний, добывающих золото и серебро, 5-10 процентов разделены между акциями энергетических и других сырьевых компаний, а оставшиеся 5 процентов хранятся в виде платежных средств (вы уже знаете, как я к ним отношусь). До сих пор такое сочетание активов меня не подводило».
Итак, действительно, можно без оглядки на мнимые догмы самому решать, применяясь только к собственным обстоятельствам, какую часть своих средств держать в золоте. И за это никому ничего не будет!