Я тут заметил, что в ГК РФ о деньгах на банковских вкладах написано: должны быть выданы по первому требованию клиента (ст. 837). Для денег на счетах ГК устанавливает другую норму: они должны быть выданы не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа (ст. 849). Я правильно понимаю, что без платёжного документа, просто по письменному заявлению, банки не обязаны выдавать деньги со счетов, не являющихся счетами вкладов?
Приведу пример. Я пришёл в банк, попросил выдать определённую сумму со счёта наличными через кассу. Операционистка увидела у себя в программе пометку службы безопасности банка о том, что с этого счёта нельзя выдавать деньги без разрешения этой службы. Поэтому операциониста приняла у меня письменное заявление о выдаче денег и сказала, что нужно ждать разрешения СБ. Разрешения СБ не последовало.
Я обратился в ЦБ за разъяснением, правомерны ли действия банка. Приложил копию заявления "Прошу выдать мне наличными через кассу банка Х р. 00 коп. (икс рублей 00 копеек) со специального карточного счёта 40817..." с отметкой банка о принятии. ЦБ ответил, что не уполномочен давать оценки таких ситуаций. Сказал: если вы считаете, что ваши права нарушены, идите в суд.
Проблема в том, что я-то, наоборот, боюсь, что мои права вовсе не нарушены, и что банк имеет право не выдавать мне деньги без платёжного документа. Но есть один нюанс. Я часто бодаюсь с банками, часто направляю обращения в ЦБ и знаю, что обычно в таких случаях ЦБ запрашивает у банков объяснения, банки их ему дают, а он их мне пересылает. В данном же случае ЦБ в ходе проверки установил, что изложенные мною факты имели место, но объяснения банка по вопросу выдачи денег мне не переслал. Подозреваю, что банк не предоставил ему объяснений. И я вижу только одну возможную причину для этого: отсутствие платёжного документа не является основанием для отказа в выдаче денег, и других оснований банк тоже не нашёл. Если так, то получается, что он обязан был выдать деньги, и мне имеет смысл обращаться в суд сразу, не заморачиваясь подготовкой платёжного документа, отсутствие реакции на который стало бы основанием заявить о нарушении ст. 849 ГК РФ.
Помогите разобраться: банк был обязан выдать деньги или нет?
Да, спасибо за подсказку насчёт платёжного распоряжения. Я почему-то думал, что платёжный документ - это документ строго установленной формы, и заявление в свободной форме к платёжным документам не относится. Сейчас пороюсь ещё в банковских условиях.
internetionalпишет: Я почему-то думал, что платёжный документ - это документ строго установленной формы, и заявление в свободной форме к платёжным документам не относится.
Ни то, ни сё. На основании вашего распоряжения ( заявления) банк составляет платежный документ. Например, платежное поручение. Или ордер.
Я есть ли нормативный акт, обязывающий банк составить такой ордер на основании моего заявления? А то я тут почитал положение ЦБ, устанавливающее форму платёжного распоряжения, и понял, что моё заявление таковым всё же не является.
internetionalпишет: и понял, что моё заявление таковым всё же не является.
Является, если из него всё понятно ( кому, куда, сколько и от кого). Пункт 1.11 Но вообще то, это Положение о переводе безналичных денег. А не о выдаче наличных.
Выдача наличных денег физическому лицу осуществляется по расходному кассовому ордеру 0402009, оформленному физическим лицом или бухгалтерским работником кредитной организации, ВСП.
Всё-таки получается, что нет ордера - нет и нарушения. Надо заполнять ордер и нести его в банк с двумя свидетелями. Операционист, разумеется, не примет ордер, сформированный не в АБС банка. После этого нужно будет попросить операциониста оформить ордер в АБС. Операционист откажется из-за пометки службы безопасности. И тут можно будет обращаться в суд с заявлением о нарушении права потребителя на надлежащее качество услуги (ст. 4 ЗоЗПП). Так, наверное, и сделаю.
P.S. Перечитал и понял, что о некачественной услуге уже сейчас можно заявлять. Пожалуй, ЗоЗПП - это и есть тот акт, который обязывает банк сформировать расходный кассовый ордер при моём обращении о выдаче наличных.
Кстати, а финансовый уполномоченный не рассматривает споры, касающиеся некачественно оказанной услуги ведения банковского счёта? Я у него на сайте посмотрел перечень тем обращений - ничего подобного не нашёл.
камо, при расторжении могут быть подводные камни, на которые я однажды наткнулся.
Если в заявлении о расторжении попросить перевести остаток на счёт в другой банк, возможен отказ. Причиной может стать банальное «подозрение в отмывании», которое банк не обязан обосновывать. И может сложиться неприятна ситуация, когда банк обязан будет закрыть счёт, но не обязан будет перевести с него деньги (см. ст. 858 - 859 ГК РФ). И как потом вытаскивать деньги - вообще непонятно. Вроде бы predator67 года четыре назад писал здесь о том, что его клиент попал в такую ловушку. Интересно, кстати, удалось ли тогда из неё выбраться.
Если же при расторжении попросить выдать остаток наличными, то этот путь лучше, но он всё равно не идеален. Банк может отказать в расходной операции на том же самом основании, но тогда, закрыв счёт, он обязан будет через 60 дней перевести остаток на спецсчёт в ЦБ, и уже оттуда я смогу их через этот же банк забрать. Однако на самом деле банк, скорее всего, ничего никуда не переведёт, но зафиксировать этот факт удастся только через 60 дней, и только тогда можно будет идти в суд. До этого просто не с чем будет идти.
Поэтому я предпочитаю сначала забирать деньги, а потом уже закрывать счета.
internetionalпишет: сначала забирать деньги, а потом уже закрывать счета.
Я изначально рассматривал ситуацию, когда это невозможно без расторжения - полный блок от банка всех видов расходных операций по распоряжениям клиента.
Почитал. Похоже, что моё заявление - это всё-таки достаточное основание для выдачи денег, никакие дополнительные документы не нужны. В договоре чётко написано, что клиент имеет право совершать операции по счёту на основании заявления, без составления расчётных документов.
Да, меня, наверное, чересчур напугало словосочетание «Платёжный документ» в гражданском кодексе. У меня недавно были проблемы с одной организацией из-за того, что квитанция, выданная банком, - это, видите ли, не платёжный документ ( https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...age9574365 ).
internetionalпишет: Я тут заметил, что в ГК РФ о деньгах на банковских вкладах написано: должны быть выданы по первому требованию клиента (ст. 837). Для денег на счетах ГК устанавливает другую норму: они должны быть выданы не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа (ст. 849).
Я конечно не специалист, но не вижу противоречий. Мне кажется, что положение "выдать по первому требованию" приведено именно для вкладов, поскольку вклад - это то, что кладут на определенный срок. То есть этим положением законодатель запрещает заключать договоры вкладов, которые нельзя забрать досрочно. А договор счета вообще не ограничен сроками и там выдача по первому требованию само собой разумеется. Но "по первому требованию" не означает "немедленно". Это означает, что банк не вправе отказать. Но техническое исполнение требования может потребовать какого-то времени. Вклад тоже не выдадут без предварительного заказа, если сумма больше той, которую отделение хранит в кассе. Это невозможно физически.