Уже долгое время многие клиенты жалуются на то, что банки, по им одним понятным причинам, ограничивают клиентам ДО (дистанционное обслуживание). Особенно проблемным является в этих случаях Тинёк. У него офис один в Москве и ехать в Москву с платёжкой на бумажном носителе это вообще дурдом.
При этом в чатах указывают, что якобы были какие-то подозрительные операции и они приняли решение ограничить Дистанционный доступ к счёту.
То есть по самому счёту и имуществу клиента на основании 115-ФЗ никаких: заморозок, приостановок и отказов нет. Об этом же придётся сразу же сообщать в уполномоченный орган. Там сроки от 1 до 5 дней и необходимо обосновать документарно свои основания. А в УО могут и послать с такими основаниями.
Поэтому придумали прописывать в ДКО(договоре комплексного обслуживания" условия договора в виде "ограничения" дистанционного обслуживания и под этим предлогом удерживать имущество клиента в виде безнала на любой срок, сколько пожелают. И при этом всегда ссылаются на то, что клиент сам подписал договор и со всем согласился-типа "свобода договора". Именно на это и весь расчёт. В официальных ответах даже на 115-ФЗ не ссылаются, потому что знают, что 115-фз относится к договору счёта, а к договору дистанционного обслуживания никакого отношения не имеет. ДБС и ДБО являются составными частями ДКО и со своими условиями.
Отсюда возникает вопрос: Что делать клиентам, если банки по каким-то своим хотелкам "ограничили" ДО (для понимания по жаргону-заблокировали карту)?
Первое, что нужно понять это понятия Договор и обязательства. Договор-соглашение-бумага.
Обязательства исполняются сторонами договора-то есть действия.
Отсюда вытекает, что "ограничение" банком ДО-это ни что иное, как односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору ДО.
Какие-то ограничения-это не обязательства. Обязательства или исполняются, или нет.
А что означает односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору?
С точки зрения ГК ст.310, 450.1-это означает, что банк в одностороннем порядке расторгнул договор ДО, ну и, соответственно ДКО, в который входит ДО.
Здесь вопрос: А дано ли законом право банку в одностороннем отказе от исполнения своих обязательств по договору ДО??? В абз.2 ч.2 ст.310 ГК говорится, что нет. То есть условия, прописанные банком в ДКО не соответствуют закону.
Но интереснее на это посмотреть с точки зрения ЗоЗПП. Так как и в суд подать можно по месту жительства, и на неустойку и штраф можно рассчитывать, и пошлину можно не платить.
Смотрим ст.16 ЗоЗПП.
"Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и...
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;"
Ну а теперь указанное в законе можно сравнить с тем, что, к примеру, Тинёк прописал в ДКО. Явное нарушение прав потребителя согласно ЗоЗПП.
Ну и вывод: Не стоит клиентам ничего ждать, как только узнали, что банк "ограничил" ДО, сразу стоит послать в банк официальную претензию по ЗоЗПП, ну и далее.
При этом в чатах указывают, что якобы были какие-то подозрительные операции и они приняли решение ограничить Дистанционный доступ к счёту.
То есть по самому счёту и имуществу клиента на основании 115-ФЗ никаких: заморозок, приостановок и отказов нет. Об этом же придётся сразу же сообщать в уполномоченный орган. Там сроки от 1 до 5 дней и необходимо обосновать документарно свои основания. А в УО могут и послать с такими основаниями.
Поэтому придумали прописывать в ДКО(договоре комплексного обслуживания" условия договора в виде "ограничения" дистанционного обслуживания и под этим предлогом удерживать имущество клиента в виде безнала на любой срок, сколько пожелают. И при этом всегда ссылаются на то, что клиент сам подписал договор и со всем согласился-типа "свобода договора". Именно на это и весь расчёт. В официальных ответах даже на 115-ФЗ не ссылаются, потому что знают, что 115-фз относится к договору счёта, а к договору дистанционного обслуживания никакого отношения не имеет. ДБС и ДБО являются составными частями ДКО и со своими условиями.
Отсюда возникает вопрос: Что делать клиентам, если банки по каким-то своим хотелкам "ограничили" ДО (для понимания по жаргону-заблокировали карту)?
Первое, что нужно понять это понятия Договор и обязательства. Договор-соглашение-бумага.
Обязательства исполняются сторонами договора-то есть действия.
Отсюда вытекает, что "ограничение" банком ДО-это ни что иное, как односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору ДО.
Какие-то ограничения-это не обязательства. Обязательства или исполняются, или нет.
А что означает односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору?
С точки зрения ГК ст.310, 450.1-это означает, что банк в одностороннем порядке расторгнул договор ДО, ну и, соответственно ДКО, в который входит ДО.
Здесь вопрос: А дано ли законом право банку в одностороннем отказе от исполнения своих обязательств по договору ДО??? В абз.2 ч.2 ст.310 ГК говорится, что нет. То есть условия, прописанные банком в ДКО не соответствуют закону.
Но интереснее на это посмотреть с точки зрения ЗоЗПП. Так как и в суд подать можно по месту жительства, и на неустойку и штраф можно рассчитывать, и пошлину можно не платить.
Смотрим ст.16 ЗоЗПП.
"Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и...
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;"
Ну а теперь указанное в законе можно сравнить с тем, что, к примеру, Тинёк прописал в ДКО. Явное нарушение прав потребителя согласно ЗоЗПП.
Ну и вывод: Не стоит клиентам ничего ждать, как только узнали, что банк "ограничил" ДО, сразу стоит послать в банк официальную претензию по ЗоЗПП, ну и далее.