Форум

"Блокировка" ДО, односторонний отказ и ЗоЗПП.

"Ограничение" банками дистанционного обслуживания со ссылками якобы на 115-ФЗ.

Уже долгое время многие клиенты жалуются на то, что банки, по им одним понятным причинам, ограничивают клиентам ДО (дистанционное обслуживание). Особенно проблемным является в этих случаях Тинёк. У него офис один в Москве и ехать в Москву с платёжкой на бумажном носителе это вообще дурдом.
При этом в чатах указывают, что якобы были какие-то подозрительные операции и они приняли решение ограничить Дистанционный доступ к счёту.
То есть по самому счёту и имуществу клиента на основании 115-ФЗ никаких: заморозок, приостановок и отказов нет. Об этом же придётся сразу же сообщать в уполномоченный орган. Там сроки от 1 до 5 дней и необходимо обосновать документарно свои основания. А в УО могут и послать с такими основаниями.
Поэтому придумали прописывать в ДКО(договоре комплексного обслуживания" условия договора в виде "ограничения" дистанционного обслуживания и под этим предлогом удерживать имущество клиента в виде безнала на любой срок, сколько пожелают. И при этом всегда ссылаются на то, что клиент сам подписал договор и со всем согласился-типа "свобода договора". Именно на это и весь расчёт. В официальных ответах даже на 115-ФЗ не ссылаются, потому что знают, что 115-фз относится к договору счёта, а к договору дистанционного обслуживания никакого отношения не имеет. ДБС и ДБО являются составными частями ДКО и со своими условиями.

Отсюда возникает вопрос: Что делать клиентам, если банки по каким-то своим хотелкам "ограничили" ДО (для понимания по жаргону-заблокировали карту)?
Первое, что нужно понять это понятия Договор и обязательства. Договор-соглашение-бумага.
Обязательства исполняются сторонами договора-то есть действия.
Отсюда вытекает, что "ограничение" банком ДО-это ни что иное, как односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору ДО.
Какие-то ограничения-это не обязательства. Обязательства или исполняются, или нет.
А что означает односторонний отказ банка от исполнения своих обязательств по договору?
С точки зрения ГК ст.310, 450.1-это означает, что банк в одностороннем порядке расторгнул договор ДО, ну и, соответственно ДКО, в который входит ДО.
Здесь вопрос: А дано ли законом право банку в одностороннем отказе от исполнения своих обязательств по договору ДО??? В абз.2 ч.2 ст.310 ГК говорится, что нет. То есть условия, прописанные банком в ДКО не соответствуют закону.
Но интереснее на это посмотреть с точки зрения ЗоЗПП. Так как и в суд подать можно по месту жительства, и на неустойку и штраф можно рассчитывать, и пошлину можно не платить.
Смотрим ст.16 ЗоЗПП.
"Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и...
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;"

Ну а теперь указанное в законе можно сравнить с тем, что, к примеру, Тинёк прописал в ДКО. Явное нарушение прав потребителя согласно ЗоЗПП.
Ну и вывод: Не стоит клиентам ничего ждать, как только узнали, что банк "ограничил" ДО, сразу стоит послать в банк официальную претензию по ЗоЗПП, ну и далее.
 
Цитата
ppk16r пишет:
Но интереснее на это посмотреть с точки зрения ЗоЗПП

ЗоЗПП предполагает возмездность услуги. А я еще не видал такого, чтобы банк брал деньги именно за
обслуживание по ДБО. Сейчас и за обслуживание дебетовых карт то практически никто деньги не берет, а уж за наличие интернет банка..
 
Цитата
predator67 пишет:
ЗоЗПП предполагает возмездность услуги.

Предполагать можно что угодно. Если не верите тому, что я скопировал и где прямо всё указано, то можете открыть закон и свериться, дословно ли я скопировал или нет.
 
Ну, ок. Не предполагает. Прямо указывает на возмездность услуги. Раз уж мы занялись софистикой. Так лучше?
 
Цитата
predator67 пишет:
Прямо указывает на возмездность услуги. Раз уж мы занялись софистикой. Так лучше?

Я ещё раз прочитал текст. Может покажите в тексте, в котором говорится о ничтожности условий договора, где указывается на возмездность услуг?
И причём здесь возмездность, когда говорится о недопустимости одностороннего отказа и, соответственно, указано на ничтожность такого условия в договоре.
Кстати стыкуется и с ГК. Так что ничего нового.
 
У каждого закона, мой НЕюридический друг, существует преамбула. Или " Основные понятия", по которым тот или иной закон и работает. Так вот, в основных понятиях ЗоЗПП прямо говорится о том, что исполнитель оказывает услуги на ВОЗМЕЗДНОЙ основе.
Стало быть, всё, что бесплатно, к услугам по ЗоЗПП не относится, и закон к халяве неприменим.
Я ж не спорю с вами по положениям ГК на этот счет. Но вы упомянули еще и ЗоЗПП, да еще и добавили, что так гораздо интереснее. Я и высказал свою точку зрения.
 
Цитата
predator67 пишет:
У каждого закона, мой НЕюридический друг, существует преамбула. Или " Основные понятия", по которым тот или иной закон и работает. Так вот, в основных понятиях ЗоЗПП прямо говорится о том, что исполнитель оказывает услуги на ВОЗМЕЗДНОЙ основе.

Немного неточно вы выразились:
"исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;:
А в ДКО разве никаких тарифов не указывается? Стоимость переводов через приложение и в лк, за снятие наличных в банкомате? И др.

Мне интересно другое. К примеру у клиента по счету числится сумма 600тыр.
Если дойдет до суда, то цена иска?? 600тыр??? И можно без финупа.
А неустойку и штраф с какой суммы? Было бы прикольно получить еще 2 суммы с банка за их наглость.
Изменено: ppk16r- 12.05.2023 20:31
 
Цитата
ppk16r пишет:
Стоимость переводов через приложение и в лк

Отродясь такого не видывал. Стоимость переводов зависит от платежной системы, но никак уж не от того, через приложение я их провожу или нет.
Что до банкоматов, снятие наличных в банкомате самого банка, предоставившего ДБО, всегда бесплатно. Если мы говорим о дебетовке.
 
Цитата
predator67 пишет:
Стоимость переводов зависит от платежной системы, но никак уж не от того, через приложение я их провожу или нет.

Ну в любом случае договор то ДКО возмездный.
 
Цитата
ppk16r пишет:
Ну в любом случае договор то ДКО возмездный.

Почему это? Мне карты не стоят ни копейки денег. Даже наоборот, еще и банк доплачивает разными плюшками.
 
Цитата
predator67 пишет:
Почему это? Мне карты не стоят ни копейки денег. Даже наоборот, еще и банк доплачивает разными плюшками.

Тарифы в ДКО с указанием сумм есть? Значит возмездный.
Это не принципиально. Сам по себе факт присутствия в договоре этого пункта говорит о нарушении прав потребителя.
 
Какого такого пункта, мил человек? Карта существует для покупок, а это бесплатно всегда. Пуляние денег туда- сюда никоим образом с картой не связаны. Это забота платежных систем.
 
Цитата
predator67 пишет:
Какого такого пункта, мил человек? Карта существует для покупок, а это бесплатно всегда. Пуляние денег туда- сюда никоим образом с картой не связаны. Это забота платежных систем.

В теме указан пункт у Тинька про односторонний отказ от исполнения обязательств по ДКО.
 
Ну и почему бы Тиньку не отказаться от того, что он бесплатно предоставляет? smile:o Хочет предоставляет, не хочет, не предоставляет. Напоминаю, что карта на языке закона зовется " электронное средство платежа".
А платежи по карте всегда бесплатны.
 
Цитата
predator67 пишет:
Ну и почему бы Тиньку не отказаться от того, что он бесплатно предоставляет?

Прикольно. И кому тогда Тинёк вообще нужен будет без дистанционного обслуживания?
Вся страна с платёжками в Москву ездить будет? smile:D smile:o
 
ppk16r
Сам факт, что вы подняли это тему - определённо заслуживает уважения. Только вот субъективно это борьба с ветряными мельницами. Во-первых, 115-ФЗ из-за которого инициируется вся эта движуха, санкционирован по сути гос-вом, в лице цб. Бороться с этим ну такое себе. Если только реально, какая-то чрезвычайная ситуация, а-ля деньги были на операцию, банк локнул всё, человек умер. В остальном - найдут имхо 100500 причин. Ну и во-вторых, не сложно догадаться, что специально обученные люди от банков здесь тоже в многочисленных количествах, и будьте уверены, если из того, что вы написали действительно пробел в этой процедуре (в ограничении ДБО) со стороны банков, то уже в самое ближайшее время, целые юридические отделы банков перепишут договора таким образом, что они снова выйдут сухими из воды.
Ну а вообще, сам тренд, конечно верный.
 
Цитата
И кому тогда Тинёк вообще нужен

Так переименуйте тему. Она, оказывается, конкретно про Тинек, а не про банки в целом.
 
Цитата
predator67 пишет:
Так переименуйте тему. Она, оказывается, конкретно про Тинек, а не про банки в целом.

На сегодня любой банк, кроме обслуживающих пенсионеров, как только уберет дистанционное обслуживание, сразу останется без клиентов.
 
Цитата
D1dle пишет:
Только вот субъективно это борьба с ветряными мельницами. Во-первых, 115-ФЗ из-за которого инициируется вся эта движуха, санкционирован по сути гос-вом, в лице цб. Бороться с этим ну такое себе.

115-фз к дистанционному обслуживанию отношения не имеет. Безнал-имущество числится по счету и 115-фз относится к счету. Подсунуть под этот закон дистанционное обслуживание-это выдумка ЦБ и банкиров, чтобы ничего не фиксировать документарно и не отправлять в уполномоченный орган, который похоже их отшивает в 99% случаев их подозрений.
Кому ничего не "заблокировали", тому конечно чего переживать. А вот если кому-то пару лямов "заблокируют" по своему липовому условию договора месяцев на пять, вот он и побегает, при этом не понимая, что и как делать. А так, хоть что-то показано, что можно предпринять.
 
Неперспективная тема.
Карта/ЭСП - собственность банка, клиент пользуется собственностью банка на условиях договора. Банк имеет право на установление в договоре ограничений для клиента, который пользуется собственностью банка. именно в вопросе использования карты/ЭСП.
 
Цитата
камо пишет:
Банк имеет право на установление в договоре ограничений для клиента, который пользуется собственностью банка. именно в вопросе использования карты/ЭСП.

Это вам к депутатам и президенту, которые принимали ст.16 ЗоЗПП и указали, что право на односторонний отказ является недопустимым условием договора, ну и ничтожным соответственно.
 
ppk16r, а какова судебная практика по приостановке/ ограничению банком
использования клиентом электронного средства платежа?
 
Цитата
ppk16r пишет:
право на односторонний отказ является недопустимым условием договора, ну и ничтожным соответственно.

Вот и попробуйте в суде доказать незаконность смущающих Вас пунктов договора.
Я лично полагаю, что у Вас ничего не выйдет по причине того, что карта/ЭСП - собственность банка и правила ее использования клиентом устанавливает собственник, то есть банк.

161 ФЗ

ст. 9

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
Изменено: камо- 13.05.2023 10:31
 
161ФЗ
Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, ...
2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.
 
В данном случае первична специальная норма права - 161 ФЗ об использовании карты/ЭСП, а не общая норма о правах потребителей.
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть