Кредит, по которому объявлен дефолт, был выдан штату Калифорния для покрытия дефицита фонда для поддержки безработных во время пандемии. Причем получение этих средств было проведено без ведома ряда заинтересованных юрлиц, на которые федеральный закон возлагает ответственность за задержку выплат по займам. Согласно действующему законодательству, при объявлении штатом дефолта по кредиту федерального страхования на случай безработицы, гасить долг обязаны оперирующие в регионе предприятия. Правительство Калифорнии имело возможность расплатиться по кредиту, используя государственную субсидию, выданную на борьбу с COVID-19 и составившую $27 млрд. Кроме того, средства на погашение займа власти могли выделить из бюджета на 2022-2023 годы, объем которого превышает $300 млрд. Однако руководство Калифорнии предпочло переложить выплаты по этому долгу на входящие в его юрисдикцию компании. По закону при дефолте налог для корпораций на страхование от безработицы увеличивается на 0,3%, а затем его повышают еще на такую же величину ежегодно, пока долг не будет погашен. Стандартная ставка федерального налога на страхование от безработицы — 0,6% в год. Таким образом, в сложившихся условиях калифорнийским предприятиям придется платить в несколько раз больше стандартной ставки до момента погашения кредита. В то же время эта обязанность может быть вменена корпорациями не раньше 2029–2030 годов. Сроки погашения займа будут зависеть от ситуации в экономике Калифорнии.
Во время пандемии подобные кредиты получили 22 штата, четыре из которых, в том числе Калифорния, пока не выплатили долг.
Самое примечательное в этом кейсе то, что огромная сумма долга возникла из-за устаревшего программного обеспечения, используемого Департаментом занятости и развития Калифорнии (EDD). Из-за этого начисление пособий по безработице проходило с нарушениями, чем воспользовались мошенники. Известны случаи перевода платежей заключенным, также в деле есть эпизод, когда на один и тот же адрес поступало 60 пособий. Общий ущерб от мошеннических схем компания по обработке данных и аналитике Lexis-Nexis оценила примерно в $32,6 млрд.
IT-система EDD была создана еще в 1980 годах. Она использует программное обеспечение более чем 50-летней давности, на обслуживание которого тратилось около $2 млн в год, или менее 1% бюджета EDD. Однако в целях оптимизации расходов эти платежи были прекращены. В результате ничтожная по сравнению с бюджетом организации экономия привела к формированию долга огромного масштаба и создала проблему с его погашением.
Сложившаяся ситуация может сказаться на экономическом климате в Калифорнии, может способствовать переезду бизнесов в другие штаты, где ниже долговая нагрузка.
Елена Беляева, аналитик Freedom Finance Global
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.