По информации «Известий», Центробанк разослал на днях в банки письма с рекомендациями по взысканию средств в рамках исполнительных производств. По закону кредитные организации должны незамедлительно арестовывать счета должников сразу после получения исполнительного листа от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), но на практике срок исполнения доходит до нескольких дней — за это время должники успевают снять средства со счета или перевести их в другой банк. В связи с этим регулятор обязал банки изменить внутренние документы: в частности, включить в них положение об оперативном взаимодействии между подразделениями, участвующими во взыскании по исполнительным документам. Проверять, как банки выполняют рекомендации на практике, ЦБ будет в ходе плановых визитов в кредитные организации.
В настоящее время банки должны незамедлительно (в течение одного рабочего дня) блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа — для обращения взыскания на денежные средства. Отчитываться о проделанной работе перед приставами кредитные организации должны в течение трех дней после получения постановления. Такое требование регламентировано законом «Об исполнительном производстве» (ч. 5 ст. 70) и вступило в силу в 2012 году (ранее кредитным организациям отводилось три дня на арест счетов должников, что создавало почву для злоупотреблений: должник мог за это время перевести денежные средства на другой счет и тем самым избежать обращения на них взыскания).
Вступившие в силу поправки, как показывает практика, не принесли должного эффекта. По данным ФССП, в 2012 году было получено лишь 39,5% сумм, подлежащих взысканию в рамках исполнительных производств — такую цифру озвучил на съезде Ассоциации российских банков 3 апреля глава ФССП Артур Парфенчиков. Парфенчиков подчеркнул, что банки недостаточно используют свои возможности в процессе исполнительного производства: «Мы часто сталкиваемся с исполнением производства, где фигурирует уже воздух — денег на счетах нет. Это касается долгов и физических, и юридических лиц».
Банк России на беспокойство приставов отреагировал. Как выяснили «Известия», регулятор на днях направил кредитным организациям письма за подписью зампреда ЦБ Сергея Голубева с рекомендациями по взысканию средств в рамках исполнительных производств. Центробанк обязал банки изменить внутренние документы: в частности, включить в них положение об оперативном взаимодействии между подразделениями, участвующими во взыскании по исполнительным документам. Также Банк России предложил игрокам ввести пункт об оперативном информировании руководства при возникновении нестандартных ситуаций, препятствующих взысканиям. Логика регулятора сводится к тому, что эффективному взысканию может помешать внутренний распорядок кредитной организации: зачастую решение о приостановлении операций по счетам клиентов требуют подписи первых лиц банка. Неизвестно, успеет ли банк выполнить распоряжение в конце рабочего дня или в случае отсутствия на месте лиц, уполномоченных давать добро на подобные меры. Поэтому, отмечает зампред ЦБ, банкам нужно скорректировать внутреннюю документацию.
— Регулятор указывает на необходимость оптимизации внутренних процедур и документооборота, чтобы исключить возможность неисполнения банками требований о сроках списания средств по исполнительным документам, — говорит начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев.
Эксперты обращают внимание, что у банков до сих пор было много легальных возможностей не исполнять требования «о незамедлительности» исполнения требований приставов.
— Возможно, ЦБ направил банкам письма, поскольку на практике требование о незамедлительном аресте счетов должника исполняется не на 100%, — комментирует партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат. — Если у банка есть сомнения в подлинности исполнительного листа, он может проверять его в течение семи дней. Регулятор обеспокоен тем, что кредитные организации злоупотребляли этим правом, — ведь формально такая лазейка в законе существует. Но и приставы не вовремя подают в банки исполнительные листы или не оформляют их надлежащим образом: и тогда банку приходится тратить дополнительное время на проверку исполнительного листа, что нельзя считать нарушением требований, изложенных в письме ЦБ.
Наблюдать, как банки выполняют рекомендации на практике, ЦБ будет в ходе плановых проверок кредитных организаций, говорят участники рынка.
ЦБ может запрашивать сведения о том, в какой момент времени поступил исполнительный лист (это видно по журналу регистрации), когда был поставлен блок на счет и началось списание денежных средств, — отмечает Голубев.
За неисполнение требований о незамедлительной блокировке счетов должников банкам по закону грозит штраф — половина от суммы по исполнительному листу, но не более 1 млн рублей. По мнению предправления Маст-Банка Юрия Пирогова, этой меры достаточно, чтобы кредитные организации старались не нарушать закон и рекомендации ЦБ.
В свою очередь, старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин считает, что принятые штрафы не слишком суровы.
— При получении решения о блокировке, к примеру, 100 млн рублей, банку угрожает штраф всего лишь в 1 млн, тогда как очевидно, что цена вопроса для клиента будет значительно выше этой суммы, — говорит Васин.
Собеседники «Известий» отмечают, что новые правила кардинально ситуацию не изменят. Наиболее разумным способом сократить срок между решением суда по взысканию и блокировкой средств на счетах является использование электронного документооборота, — уверены эксперты.
— ФССП может вести электронную базу исполнительных листов, она может дублироваться ЦБ, и по его каналам связи практически моментально поступать в коммерческие банки. Последние в таком случае смогут не проводить проверку подлинности исполнительного листа, а моментально блокировать средства на счетах, — говорит Васин. — В случае же с бумажным документооборотом существует масса способов оттянуть арест счетов, и клиенту достаточно самого короткого времени для того, чтобы средства невозможно было взыскать.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ