Семен Новопрудский
Образование
Финансовая грамотность — не то, что мы думаем. Это не просто способность брать кредит так, чтобы непременно отдать, не показывать ПИН-код от карточки незнакомцу и ни за что не верить депозиту в 20% годовых при инфляции 2%. Финансовая грамотность — это одна из человеческих добродетелей.
В России борются с теневой экономикой так, что людям поневоле захочется найти какой-нибудь самый укромный уголок, тень потенистей, подальше спрятаться от государства и не вылезать оттуда, пока у него не пройдет очередное обострение.
Большинство россиян считают, что в крупнейших банках и госкомпаниях работают сплошь миллионеры. Это неправда. Примерно 98% тамошних сотрудников зарабатывают не больше среднестатистического россиянина. Но отдельные товарищи делают миф о сказочном богатстве в «газпромах» и «сбербанках» бессмертным.
За каждым исследованием о финансовых сбережениях в России стоит даже не экономическая реальность, а боль поколений людей. Потому что сберегают у нас обычно не просто так, а на черный день, который почти непременно наступает. Потому что во все времена большинству сберегать просто нечего.
Надо ли принимать финансовое решение, если против него возражает 80% населения? Надо ли вообще обращать внимание на мнение большинства в экономике? Иногда — нет, а иногда — да. Например, в случае с ограничением оборота наличных денег.
Жалобы клиентов на массовые блокировки счетов — предвестник большой проблемы. Борьба с сомнительными банковскими операциями сама становится все более сомнительной операцией. Беда в том, что новые финансовые технологии, вопреки желаниям государства, уменьшают, а не увеличивают контроль за платежами.
Когда люди задаются вопросом, почему за 25 лет после распада СССР в России все еще не удалось построить новую полноценную экономику, ответ надо искать в собственных головах. Одна из причин — ненависть к богатым. Пока это так, у нас не будет по-настоящему развитой экономики. Зато будет много бедных.
Даже когда в экономике все плохо, любая власть устроена так, что пытается найти что-нибудь хорошее и выставить это своим достижением. В России таким «хорошим» стала инфляция. Действительно ли она у нас такая низкая? Чем полезна и чем вредна? Попробуем разобраться.
Россия станет первой экономикой Европы. Вот-вот. Совсем скоро. Буквально через 33 года. Так, по версии российских СМИ, думает одна из крупнейших в мире аудиторских компаний РwС. Вопрос: как можно вообще что-то прогнозировать в экономике на 33 года вперед и зачем это делать?