Михаил Матовников
Образование
В кризис 1998 года мы в значительной степени отвоевали внутренний рынок. Нынешний кризис требует от нас перехода к завоеванию внешних рынков.
Если ЦБ хочет внести свою лепту в выход страны из кризиса, регулятор должен в первую очередь радикально трансформировать банковскую систему. Главная задача — резко снизить потери кредиторов в случае проблем у банка.
В России сформировался специфический банковский рынок: заемщиков на нем в полтора раза больше, чем вкладчиков. При этом не более 1% населения контролируют половину всех вкладов, а 88% суммарного прироста вкладов определяется всего 3% населения страны.
Проблема «серийных», или «профессиональных» вкладчиков, сознательно размещающих деньги в не слишком надежных банках, чтобы получить гарантированное государством страховое возмещение, стала одной из самых обсуждаемых на финансовом рынке в последние недели. Новые данные показывают, что подобное поведение не способно оградить вкладчиков от потерь.
Кредитные портфели корпоративных и частных клиентов российских банков будут сокращаться как минимум до конца этого года. В то же время на рынке в последнее время наблюдается тенденция к росту объема выдачи кредитов. Мы видим постепенное восстановление спроса на кредитование. Однако при росте спроса в полтора раза после его падения в 3–4 раза в результате все равно получается падение.
Острая фаза кризиса ликвидности позади — банки фиксируют приток депозитов. Когда негативный тренд изменится в кредитовании? Полагаю, уже в мае 2015 года можно ждать роста кредитных портфелей.
2015 год обещает стать одним из самых сложных для российских банков. На финансовый сектор был направлен удар санкций, которые ограничили кредитные возможности банков, а сокращение кредитования вызывает эффект снижения спроса в экономике и усиливает кризис в реальном секторе.