С момента анонсирования речи главы ФРС Джанет Йеллен на ежегодном экономическом симпозиуме центробанков в Джексон-Хоуле и целого ряда противоречивых анонсов того, чему будет посвящена эта речь, по рынку начали ходить еще более противоречивые слухи. Речь шла о якобы готовящейся агрессивной программе ФРС по повышению курса доллара, которая будет направлена против рубля и девальвирует его сильнее, чем даже снижение нефти до 30 долларов за баррель.
Самой популярной точкой зрения было то, что ФРС начнет комментировать монетарную политику США и намекнет на ее ужесточение, что по логике вещей должно повысить стоимость заимствований в долларах и обвалить все валюты развивающихся стран, кроме юаня. Симпозиум в Джексон-Хоуле состоялся. Йеллен сосредоточилась на регулятивных вопросах и успокоила рынки относительно грядущего подорожания долларовых заимствований: по крайней мере, недавний опрос крупнейших банков США и Европы, проведенный Financial Times, однозначно свидетельствует об уверенности кредитных организаций в том, что в ближайшее время — возможно, в течение полугода — ничего существенно не изменится. Слухи о программе ФРС это тем не менее не остановило. Так есть ли огонь за этим дымом?
По сути, на симпозиуме Йеллен призвала охладить пыл в реформировании финансового сектора и не отказываться от стабилизационной модели, ради которой был принят нашумевший закон Додда — Франка. Многих обозревателей насторожило, что такая сдержанная речь была произнесена в разгар подготовки крупномасштабной политической кампании ФРС по восстановлению жесткого контроля над монетарной системой США и постепенному сворачиванию программы стимулирования экономики. Однако на международное положение доллара это в обозримом будущем вряд ли серьезно повлияет, хотя бы в силу его широкой международной интеграции и слишком противоречивых интересов финансовых корпораций (МВФ, IFC, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития). На девальвацию рубля эта программа не может быть нацелена никак. Это то же самое, что вы решили устроить генеральную уборку в доме, так как объявили войну пыли на полках.
Что касается сентябрьских планов по изменению балансовой структуры ФРС, не дающей обозревателям покоя с начала лета, никаких подвижек в этой области также анонсировано не было. Скорее всего, процессы по избавлению от излишнего госдолга США начнутся в конце сентября, а то и начале октября. Возможно, это будет самая большая распродажа Treasuries в истории, однако на рубль напрямую это также не повлияет.
Наконец, ФРС, отказавшись повышать потолок государственного долга США, в очередной раз дала инвесторам понять, что не заинтересована в росте экономики Штатов и считает своим приоритетом финансовую стабильность. Недавний пересмотр прогноза по росту американской экономики в 2017 году от Всемирного банка в сторону повышения (до 3%) — скорее реакция на сезонный рост деловой активности в США и итогов целого ряда форумов и симпозиумов, где главы ряда центробанков развитых стран в один голос заявили, что видят признаки восстановления мировой экономики. Более того, глава ЕЦБ Марио Драги на днях отметил, что в восстановлении мировой экономики начинается долгожданная сбалансированность. Агрессивную риторику западных финансистов относительно России и рубля тут тоже усмотреть достаточно сложно.
Посему, если и стоить ждать проблем для рубля, они будут иметь скорее внутренний характер, нежели внешний. Недавно Минэкономразвития пересмотрело прогноз по росту ВВП России в 2017 году до 2,1%, а по инфляции — до 3,7% в базовом сценарии. Аргументами ведомства стали переоценка средней стоимости нефти (до 49 долларов за баррель) и прогнозируемый рост зарплат к 2018 году (по мысли Минэкономразвития, реальные доходы россиян к концу года вырастут на 2,1%, как ни странно, за счет проведения индексации зарплат бюджетникам). Все бы ничего, только деньги бюджетникам нужно будет брать из бюджета же, а дефицит бюджета к настоящему моменту составляет 2,1% ВВП (снижен с 3,7%).
На бумаге все сходится, реально же на улучшение благосостояния населения денег взять неоткуда. Низкий уровень инфляции поможет удержать цены на каком-то приемлемом уровне при даже достаточно решительной девальвации рубля, тем более если она будет носить временный характер. Но как избежать обвалов рынка и повального бегства российских инвесторов в валютные активы, а также стремительного роста оттока капитала? Только временной девальвацией рубля. Поводом для нее могут стать как очередное повышение ставки ФРС, так и распродажа американских гособлигаций. Впрочем, официальный дефицит бюджета может снова вырасти — тогда и рубль девальвировать не придется.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Дефицит бюджета к настоящему моменту составляет 0.7%.
У них просто уже нет иного варианта. При бюджете силовых органов (Армия + ЦРУ + АНБ + ФБР + много-много других спецслужб) под $1 трлн не занимать не получится.