​Заморозка накоплений: что будет с пенсиями дальше?

Дата публикации: 09.01.2018 00:00
17 602
Время прочтения: 5 минут

Из-за стагнации в экономике и ухудшающейся демографической ситуации правительство не сможет повышать пенсии без конфликтов с госкомпаниями и силовиками.

В конце декабря президент подписал поправки в закон об обязательном пенсионном страховании, продлившие мораторий на перечисление пенсионных накоплений до 2020 года. Это позволит сократить трансферт в Пенсионный фонд (ПФР) на 551,3 млрд рублей — такую оценку дало правительство на стадии внесения поправок в Думу.

Продление моратория неожиданностью не стало. Впервые пенсионные накопления были заморожены в 2014 году, тогда это снизило трансферт из федерального бюджета в ПФР до 2,41 трлн рублей против 2,84 трлн в 2013-м (данные ПФР). Введя мораторий, правительство де-факто признало отказ от пенсионной реформы, начатой на заре 2000-х, когда распределительная система, доставшаяся в наследство от СССР, была разделена на три компоненты: минимальную пенсию, гарантированную всем гражданам по достижении 55 и 60 лет (1), страховую часть, зависящую от суммы уплаченных социальных взносов (2), и накопительную пенсию, то есть средства, аккумулированные на индивидуальных счетах граждан (3). С 2002 года на формирование накопительной части пенсии уходило 3% заработной платы граждан 1967 года рождения и моложе, с 2004-го — 4%, а с 2008-го — 6%.

В экспертном сообществе были распространены надежды, что внедрение накопительной компоненты станет первым шагом на пути долгого, но последовательного демонтажа распределительной системы и перехода к порядку, при котором выплаты вышедшим на пенсию гражданам осуществляются из их же собственных взносов, а не из взносов действующих работников. Осуществить такой переход невозможно, не решив проблему двойного платежа — необходимости формирования пенсионных накоплений при сохранении обязательств перед действующими пенсионерами. Выходом могло бы стать финансирование пенсий за счет нефтегазовых доходов и поступлений от приватизации — с таким предложением в 2008 году в книге «Экономические записки» выступил Егор Гайдар.

Отчасти эта идея была воплощена в жизнь: в том же 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния — средства ФНБ планировалось использовать для проведения пенсионной реформы. Однако в целом правительство ее купировало, сделав выбор в пользу выплат действующим пенсионерам. У такого решения была своя логика: налоговая реформа, также запущенная на заре 2000-х (внедрение плоской шкалы НДФЛ, отмена налога с продаж и ряда льгот по НДС и налогу на прибыль, унификация социальных взносов), могла принести быстрый электоральный эффект, тогда как результаты пенсионной реформы были бы видны лишь спустя пару десятилетий после ее начала.

Наращивание выплат возымело эффект: за 2001—2014 годы реальный размер пенсий увеличился более чем на 200% (здесь и далее — оценка НИФИ Минфина, если это не оговорено специально). За счет роста заработных плат пенсии за этот период в реальном выражении увеличились на 136%, а за счет трансфертов из федерального бюджета — на 143%.

Важную роль сыграла и благоприятная демографическая ситуация: в 2000-е годы на пенсию выходило малочисленное поколение граждан, родившихся во время войны, при этом рынок труда пополнялся беби-бумерами 1980-х. Как следствие, коэффициент пенсионной нагрузки, отражающий соотношение числа пенсионеров к числу занятых, снизился с 0,59 в 2001 году до 0,54 в 2008-м; затем этот показатель начал расти (до 0,58 в 2014 году), но все равно не превысил дореформенного периода. Увеличению пенсий поспособствовало и повышение в 2011 году ставки страховых взносов в ПФР (с 20% до 26%), которая, правда, в 2012-м была снижена до 22%.

Однако добиться дальнейшего роста пенсий правительству будет сложно. В частности, из-за стагнации в экономике, которая с неизбежностью отразится на динамике реальных заработных плат: темп их прироста замедлится с 4,1% в 2018 году до 1,3—1,5% в 2019—2020 годах, как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на ближайшую трехлетку. При этом к 2020 году, по прогнозу ПФР, сравняется число пенсионеров и работников, с которых уплачиваются страховые взносы, — по 45 млн человек против 43 млн и 46 млн в 2016 году соответственно. К негативным факторам также относятся исчерпание Резервного фонда (ожидаемое Минфином по итогам нынешнего года) и неполная доступность средств ФНБ, который к началу декабря был ликвиден лишь на 60% (2,35 трлн рублей из 3,91 трлн, согласно оценке экономиста Кирилла Тремасова) из-за использования его активов для размещения на долгосрочных депозитах ВЭБа, а также покупки еврооблигаций Украины (3 млрд долларов) и ценных бумаг российских банков и компаний («Ямал СПГ», ВТБ, Россельхозбанк).

В этих условиях добиться увеличения размера пенсий можно, лишь ужесточив требования к госкомпаниям по отчислению дивидендов в бюджет: в 2016 году Минфин обязал их направлять на эту цель 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ в зависимости от того, где она выше. Однако пока госкомпании выполнять это требование не спешат: например, по итогам прошлого года «Газпром» направил на выплату дивидендов 20% чистой прибыли по МСФО (190,3 млрд рублей из 952 млрд), а «Роснефть» — 35% (63,4 млрд рублей из 181 млрд).

Другим решением могла бы стать смена бюджетных приоритетов: в 2018 году крупнейшими несоциальными статьями федерального бюджета останутся «Национальная экономика», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», на долю которых придется 44,1% расходов (7,28 трлн рублей из 16,53 трлн). Часть этих средств можно было бы направить на выплату пенсий, но для этого правительству придется пойти на конфликт с руководством госкомпаний, силовиками и армией. Пока к такому конфликту правительство не готово. Косвенное тому свидетельство — затягивание с внесением в Думу законопроекта об увеличении с 20 до 25 лет срока службы, дающего право на получение военной пенсии: хотя соответствующие поправки в закон о военной службе были готовы уже в августе, на рассмотрение депутатов они до сих пор представлены не были.

Это значит, что в пенсионной системе в ближайшие годы будет сохраняться статус-кво. Нарушить его может либо обострение бюджетного кризиса, связанного с исчерпанием ФНБ, объединенного с Резервным фондом, либо недовольство пенсионеров снижением реального размера пенсий. Правда, их последние крупные выступления приходятся на уже далекий 2005 год, когда была осуществлена монетизация льгот. С тех пор в масштабных акциях пенсионеры ни разу участия не принимали. В этой связи их голос вряд ли окажется более значимым, чем влияние элит.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

z*******@gmail.com
09.01.2018 10:14
Интересный материал.
1

kronin
09.01.2018 10:28
Однако добиться дальнейшего роста пенсий правительству будет сложно.

Такой задачи у правительства и не стоит.
Вообще, понятие "рост пенсий" нечто лукавое.
Пенсии индексируют(коррекция на/ниже уровня реальной инфляции по "корзине пенсионера"), а не повышают.
Если пенсионер покупает в месяц 20 буханок хлеба, то от "повышения пенсии" на уровень инфляции он 21 буханку купить не сможет. Значит никакого "повышения" пенсии нет.
7

UnembossedName
09.01.2018 16:49
берта мария (kronin) пишет:
Однако добиться дальнейшего роста пенсий правительству будет сложно.

Такой задачи у правительства и не стоит.
Вообще, понятие "рост пенсий" нечто лукавое.
Пенсии индексируют(коррекция на/ниже уровня реальной инфляции по "корзине пенсионера"), а не повышают.
Если пенсионер покупает в месяц 20 буханок хлеба, то от "повышения пенсии" на уровень инфляции он 21 буханку купить не сможет. Значит никакого "повышения" пенсии нет.

Это и называется реальный рост, когда купить можно больше. О нем речь в статье и идет. Я догадываюсь, что вы считаете, что никакого реального роста не было, однако ж это не так.
0

apxun
09.01.2018 18:28
Это и называется реальный рост, когда купить можно больше. О нем речь в статье и идет. Я догадываюсь, что вы считаете, что никакого реального роста не было, однако ж это не так.

Ну добиться реального роста не так уж сложно, не меняя общий объем выплат.
Например, можно уменьшить число пенсионеров вдвое - тогда каждому оставшемуся достанется вдвое к тому что было раньше. Как уменьшить вдвое? Ну, вариант Освенцема рассматривать не станем (но и забывать не будем). Можно планку возраста поднять.
0

albertkkkk
09.01.2018 23:06
Нынешнее состояние экономики лучше всего характеризуется словом "болото". Это болото сохранится. Да, мы движемся в сторону такой обособленной модели. Если санкции будут усилены, это ускорит движение в этом направлении. Если переругались со всем миром, если нас обкладывают санкциями, мы обречены на то, чтобы становиться обособленной небогатой экономикой. Пока нефть держится на этих уровнях, уровень жизни будет немножко поддерживаться, если рухнет ниже 40, произойдет новая волна обнищания.
2

Обучение

Материалы по теме