Мы стали меньше читать книги в метро. Все наше внимание занимают гаджеты с доступом в Интернет. Ни один современный городской человек не может без свежей информации. Современное пристрастие — кнопка «обновить». Хотя, с другой стороны, Интернет придает мобильности работе. Вместо чтения книги можно отправить e-mail. Благо в московском метро функционирует бесплатный Wi-Fi. Но есть одна особенность. Ничего не бывает бесплатно. Вот и за Wi-Fi приходится расплачиваться. Провайдер, предоставляющий услугу Wi-Fi, отбивает свои затраты путем размещения рекламы на странице подключения в сети. И в этом есть тонкий момент. Для того чтобы реклама «работала», она должна быть подобрана специально для вас. Для этого провайдеру необходимо собрать о вас как можно больше персональной информации и сформировать ваш профиль. Итоговая цена бесплатного Wi-Fi — информация о нас.
Мало кто задумывается, что десятки раз в течение дня мы рассказываем неустановленным лицам о своем возрасте, поле, интересах, любимых местах, месте жительства и работы, о финансовом достатке, даем свой телефон и электронную почту. . Часть из этих сведений собирается автоматически, часть — вычисляется алгоритмами. Нам нет необходимости заполнять анкеты. Наши мобильные устройства сделают все за нас и без нашего ведома. А программисты напишут сайты, которые заберут себе наши персональные данные у наших гаджетов.
В конкретном случае с бесплатным Wi-Fi в метро при подключении наше мобильное устройство сообщает системе наш примерный возраст, семейное положение, пол, достаток, посещенные станции метро и техническую информацию о самом мобильном устройстве (IP-адрес, MAC-адрес, версию ОС и браузера). Исходя из этих данных один человек видит рекламу жилья бизнес-класса, а второй — картофельных чипсов. До недавнего времени указанные данные передавались в открытом виде и любой человек, знающий, как подменить МАС-адрес устройства, с которого осуществляется подключение к Wi-Fi в метро, мог «притвориться» другим человеком и узнать о нем информацию. Эту «особенность» системы обнаружил 5 марта 2018 года программист Владимир Серов и решил обнародовать ее. После публикации информации об уязвимости на HabraHabr, провайдер ее устранил.
Достаточно продолжительное время любой мог собирать данные о пассажирах в метро. Стоит ли рассматривать этот недочет системы как уязвимость, посредством которой можно было скомпрометировать какие-никакие, но данные пользователей? Однозначного ответа нет. Согласно отечественному законодательству, те данные, которые разглашались системой, не являются персональными. Мы не можем однозначно установить их владельца. Хотя если проявить немного смекалки и технических знаний, то конкретного человека вычислить можно. Однако придется применить дополнительные методы.
В 2013 году на российской конференции ZeroNight, посвященной техническим вопросам информационной безопасности, выступал исследователь Глен Уилкинсон. Суть выступления сводилась к следующему. Особенность технологии Wi-Fi такова, что когда вы включаете беспроводной модуль в своем мобильном телефоне, модуль начинает рассылать в эфир сообщения. В них содержится МАС-адрес этого модуля, МАС-адрес и название беспроводных точек, к которым когда-либо этот модуль успешно подключался. Образно говоря, это похоже на то, как если бы человек стоял посередине площади и выкрикивал фамилию, имя и номер паспорта всех своих знакомых начиная с буквы А и заканчивая буквой Я. С надеждой в сердце, что кто-то откликнется. В итоге приятель может откликнуться, но имеющие уши смогут собрать сведения о друзьях оратора.
Перехватывая такие сообщения, можно составить таблицу, в которой будет содержаться МАС-адрес и названия точек доступа, к которым подключался мобильный телефон. Далее в открытом доступе в Интернете можно найти информацию об известных беспроводных точках доступа с привязкой к их географическому местоположению. Автоматизируя процесс анализа составленной таблицы и данных об известных беспроводных точках, можно с точностью до пары метров определить географию перемещения человека. Именно это и продемонстрировал Глен Уилкинсон. В качестве «жертв» были выбраны посетители конференции. На конференции работал бесплатный Wi-Fi.
Возникает вопрос: как заставить мобильное устройство пассажира в метро посылать такие «приветственные» сообщения, если он только что подключился к Wi-Fi? Ответ прост. Существуют методы, которые позволяют злоумышленнику отправлять в эфир технические сообщения Wi-Fi-сети по принудительному отключению от Wi-Fi-сети. После того как клиент будет «выбит» из сети, беспроводной модуль гаджета начнет искать известные ему сети. Именно в этот момент злоумышленник может начать сбор данных. Ну а после можно будет анализировать собранные данные и составлять свой профиль по выбранному человеку.
Если говорить о публичном Wi-Fi, то стоит упомянуть и о подделке точек доступа. За 50 долларов можно собрать устройство, которое будет притворяться любой точкой доступа. Это опять-таки становится возможным благодаря особенностям самой технологии Wi-Fi. Далее путем нехитрых манипуляций злоумышленник может выполнить атаку «человек посередине» и перехватывать весь входящий и исходящий трафик клиента в открытом виде. Причем даже зашифрованный. Но эта атака ставит под сомнение использование общественного Wi-Fi в принципе. Если такие атаки будут встречаться, то к кому будут претензии? К провайдеру? Или к разработчику технологии Wi-Fi?
Теоретически, собрав данные от сети Wi-Fi и применив инвазивное воздействие на устройство конкретного пользователя, можно составить расширенный профиль и использовать его в злонамеренных и не очень целях, овладеть его аккаунтом в социальных сетях, перехватить логины/пароли от веб-сайтов и много чего еще.
Но вернемся к мета-данным. К сожалению, в отечественном законодательстве нет однозначного ответа, что причислять к персональным данным. В классическом понимании это паспортные данные, СНИЛС или некий иной набор данных, с помощью которых однозначно можно «выйти» на человека. В новом европейском законодательстве — директиве GDPR — понятие персональных данных более широкое. Например, в Европе персональными данными считаются мета-данные, которые собираются системами мониторинга поведения пользователей на веб-сайтах, в мобильных приложениях. Такими системами являются в том числе системы фрод-мониторинга, которые позволяют выявлять мошеннические финансовые операции в Интернете.
В случае с «МаксимаТелекомом» те данные о пользователях, которые передавались с мобильного устройства в систему, попадают под определение персональных данных, установленное в ЕС, но не попадают под это понятие на территории РФ.
Если бы ситуация, подобная той, что произошла с провайдером в московском метрополитене, случилась на территории одного из государств Евросоюза и эта утечка повлекла за собой какие-либо негативные последствия для граждан ЕС, то штраф для оператора персональных данных мог бы составить до 20 млн евро или 4% от общего годового оборота (доходов) в зависимости от того, какая из этих сумм больше. Но у нас в стране таких стимулов для владельцев бизнеса к обеспечению защиты клиентских персональных данных нет. Требуемая законом защита персональных данных и используемые в компаниях средства не являются эффективными и нацеленными на результат. Поэтому случай с «МаксимаТелекомом» можно рассматривать как рядовой и он пройдет без последствий для оператора.
Современному человеку надо четко понимать, что понятие «приватность» ушло ровно в тот момент, когда вы купили себе смартфон. Любая операция, совершенная с его помощью, будет записана. У каждого такого устройства есть множество уникальных идентификаторов, которые используются в разных целях. Но неизменно одно — каждый этот идентификатор почти однозначно идентифицирует именно вас. Речь идет не о самой последовательности цифр/букв идентификатора. Речь идет о мета-данных, которые идут «прицепом» за ним. Зная мета-данные и идентификатор устройства, каждого из нас можно вычислить в толпе. Причем для этого не нужно иметь «погоны». С каждым днем методы и средства становятся все более простыми, дешевыми и доступными для непрофессионалов. Любой сведущий IT-специалист или увлеченный студент может сделать это.
Какие риски несет для каждого из нас ежедневное неконтролируемое разглашение наших персональных данных? Пусть для начала каждый ответит себе сам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
А если серьезно, то или автор что-то важное не договаривает, либо несет околесицу, т.к. по названию WIFI сетей сказать нельзя ничего о 99% населения Москвы. Ибо названия "Zyxel1209" или "Kotik12345"- не несет никакой смысловой нагрузки. Ровно как и "McDonalds" и "VTB24" вовсе не означает, что человек их постоянно посещал/работает или просто проходил мимом или с другом зашел.
Я однажды попробовал зайти через учётку госуслуг. И что же - оно тут же написало, что у меня в учётке госуслуг не указан телефон, и его всё равно надо указать!
А доверять номер телефона организациям нельзя. Первая же утечка, и он известен всем.
Смысловой нагрузки не несут, но для идентификации достаточны. На Вашем примере: ревнивый муж гражданки Котиковой
1) покупает в интернете за 100 рублей копию слитой провайдером базы (т. е., конечно же, нанимает ужасных и неуловимых хакеров для взлома - мы ведь знаем, что сидящий на зарплате в 30 тысяч младший сисадмин никогда и ничего налево не сольет, правда?),
2) смотрит, какие еще сетки были в анонсах вайфая вместе с его скромной домашней Kotik12345,
3) вспоминает, что его приятель Вася действительно клиент ВТБ и иногда заходит в Макдональдс,
4) делает выводы и идет точить нож.