Банк России осенью опубликовал концепцию системы гарантирования на рынке страхования жизни, которая в целом будет строиться на тех же принципах, что и система страхования банковских вкладов. При всех плюсах такого механизма нужно понимать, что новый фонд вряд ли может повторить модели банковского рынка.
Центральный банк в конце октября объявил о том, что система гарантирования на рынке страхования жизни будет строиться на тех же принципах, что и система страхования банковских вкладов. В случае банкротства страховщика его обязательства перед физическим лицом в пределах 1,4 млн рублей будут исполнены за счет гарантийного фонда. Администратором системы будет Агентство по страхованию вкладов.
Создание такой системы — это большой плюс для имиджа участников страхового рынка, хотя крупных банкротств рынок страхования жизни и избежал. Тем не менее наклейка от АСВ «Полисы застрахованы» определенно добавит уверенности инвесторам. Это подтверждается исследованием ВЦИОМа, которое проводилось летом 2019 года. Опрос показал, что более половины россиян готовы использовать целый набор финансовых инструментов для формирования накоплений, но только при наличии гарантии со стороны государства.
По нашему мнению, создание гарантийного фонда также простимулирует долгосрочные накопления. Например, уже сейчас средний срок договоров накопительного страхования жизни приближается к 20 годам. Логично, что у инвестора, который готов оформить полис на такой долгий срок, возникнет вопрос, что будет с его деньгами в случае банкротства компании. Убедительным ответом будет: полисы застрахованы государством.
Страхование жизни и здоровья на Банки.ру
В случае банкротства страховщика выплаты составят до 1,4 млн рублей. Тут стоит отметить, что с помощью накопительного страхования жизни россияне в среднем хотят сформировать финансовую подушку в размере 930 тыс. рублей. То есть лимит гарантирования будет полностью защищать большинство существующих и потенциальных клиентов.
Вместе с тем и участникам страхового рынка, и Банку России еще только предстоит обсудить параметры системы гарантирования. По нашему мнению, полностью копировать ее с банковской неправильно. Прежде чем создавать такой механизм на рынке страхования жизни, стоит ответить на ряд принципиальных вопросов. Ниже сформулированы основные из них.
Под управлением страховых компаний, если брать сектор страхования жизни, сейчас более 1 трлн рублей. Необходимо четко определить, защита по каким продуктам страхования жизни будет гарантирована государством — это будут только полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни или какие-то еще продукты? Тут же возникает следующий вопрос: действие системы будет распространяться только на новые договоры, или и на уже действующие? И самый важный момент — размер отчислений в фонд гарантирования. Сейчас как рабочий вариант называется 0,025% стоимости чистых активов. На первом этапе работы системы гарантирования такая ставка отчислений вполне приемлема, ведь фонд требуется наполнить, но в последующем такой тариф для страховщиков может стать чрезмерным.
Как я уже говорил, на рынке страхования жизни, в отличие от банковского, не было крупных банкротств. Во время расчистки страхового рынка от финансово неустойчивых и недобросовестных игроков лишь несколько десятков компаний лишились лицензии. Однако это были организации, которые де-факто не имели существенных обязательств перед физическими или юридическими лицами. Случаи отзыва лицензий у реально работающих с частными лицами страховщиков крайне редки. В то же время банковский рынок с 2014 года покинули более 450 кредитных организаций, и расчистка банковского сектора еще не закончена.
Очевидно, что будет необходимо установить порядок поэтапного снижения ставки отчислений после наполнения фонда, что предотвратит чрезмерную нагрузку на страховщиков. Появление системы гарантирования на рынке страхования жизни ожидается не ранее 2021 года. Мы уверены, что в 2020 году Банк России и страховщики смогут выработать консолидированную позицию и создать эффективную систему гарантирования. Это сформирует еще один драйвер роста на рынке страхования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции