Возвращаются старые добрые времена «дагестанских фокусов» с вкладами и кассой.
В колонке «Кассовая аномалия. «Поджог» и «тетрадка» сказано: «Отзыв лицензии у Невского Банка, произошедший 13 декабря, был сопряжен с удивительным событием: хотя в этом банке на 1 декабря активы составляли всего 2,35 млрд рублей, ЦБ заявил, что «в первой декаде декабря т. г. неустановленными лицами у кредитной организации похищены наличность и ценные бумаги на общую сумму более 3 млрд рублей». […] Не исключено, что эти 3 млрд рублей были предварительной оценкой и временная администрация в итоге обнаружит существенно меньший объем криминального вывода — возможно, менее 2 млрд рублей. […] Дождемся баланса банка на дату отзыва лицензии».
И вот 30 января ЦБ опубликовал баланс банка на дату отзыва лицензии. Сталин сказал бы: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете». И приказал бы немедленно расстрелять владельцев и топ-менеджеров банка, а также его куратора.
Основное чудо в балансе — стремительный рост объема вкладов: в отчетности на 1 декабря вклады составили 1,3 млрд рублей, тогда как на 13 декабря они выросли в два раза и достигли 2,6 млрд рублей.
Однако АСВ 31 декабря сообщило: «По состоянию на 31 декабря 2019 года банками-агентами выплачено 927,2 млн рублей, или около 70% от страховой ответственности агентства по данному банку». Получается, что размер страховой ответственности составил всего 1,3 млрд рублей, т. е. равен сумме вкладов на 1 декабря. То есть прирост вкладов на сумму 1,3 млрд рублей не признан АСВ (вряд ли вкладчики, в том числе и фиктивные, открывали вклады на сумму свыше 1,4 млн рублей).
В данном случае мы имеем дело уже не с «тетрадкой» (то есть с забалансовыми вкладами), а с «караваном», то есть с фиктивными вкладами, которые были созданы для того, чтобы получить страховое возмещение АСВ.
При этом активы банка почти полностью испарились: размер активов на 13 декабря составил всего 0,3 млрд рублей против 2,3 млрд рублей на 1 декабря. Тогда как обязательства банка выросли с 1,8 млрд рублей на 1 декабря до 3 млрд рублей на 13 декабря. Соответственно, образовалась «дыра» в размере 2,7 млрд рублей.
Испарилась в неизвестном направлении (скорее всего, в сторону белорусской границы) касса банка, уменьшившаяся с 0,5 млрд рублей на 1 декабря до 0,7 млн рублей на 13 декабря. Также корова слизала языком и средства в ЦБ — за эти 13 дней они снизились с 0,7 млрд рублей до 0,4 млн рублей. Изрядно усох и кредитный портфель: с 1 млрд рублей до 0,2 млрд рублей. «Невские сироты» вынесли из банка все, что смогли.
Вновь вернемся к процитированному выше сообщению ЦБ. Так как реальные ценности за эти 13 дней декабря в банк не заносились, то сумма криминального вывода могла быть не больше суммы активов банка на 1 декабря за вычетом активов, оставшихся на 13 декабря, то есть не более 2 млрд рублей.
Технология «невского каравана» описывается, например, в статье «В питерский банк пришел караван».
Такое впечатление, что возвращаются старые добрые времена «дагестанских фокусов» с вкладами и кассой. Самый интересный вопрос все тот же: как сложилась судьба куратора банка «Невский»?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии