Падение глобальных экономических показателей не слишком волнует большинство российских граждан, пока не начинает сказываться на их кошельке. Для россиян это проявляется прежде всего в росте безработицы и ослаблении национальной валюты. Заканчивается традиционно «опасный» для экономики страны август. Продолжатся ли тенденции второй половины лета? Стоит ли опять идти в обменник и покупать иностранную валюту, несмотря на околонулевые ставки по вкладам в долларах и евро? Постараемся рассмотреть краткосрочные тенденции.
Внезапный всплеск волатильности на валютном рынке привел к тому, что российская валюта подешевела до уровней марта. Главными причинами девальвации стали разрыв сделки ОПЕК+ и начало пандемии. Вместе с постепенной стабилизацией цен на нефть дорожал и рубль, приблизившийся к 68 за доллар в начале июня.
Последняя волна ослабления рубля — процесс, активно начавшийся еще полтора месяца назад. Только во второй половине июля российская валюта ослабла на 3,5 рубля к доллару США и более чем на 7 рублей к евро. Это было связано с реакцией на резкое понижение ставки ЦБ, слабостью нефтяного рынка, динамикой заболеваемости коронавирусом.
Усиление ослабления рубля произошло 25 августа. Традиционно сильна корреляция рубля с нефтью. Несмотря на рост цен на Brent в течение торговой сессии в рамках 2% до 46 долларов за баррель, российский рубль продолжил ослабление.
Инвестиции на Банки.ру
Помимо множества факторов, традиционно влияющих на российскую валюту, выделим наиболее актуальные в конце августа. Во-первых, это окончание налогового периода. Спрос на рубли, получаемые за счет продажи валютной выручки, упал после окончания ежемесячного периода налоговых платежей 25 августа.
Второй фактор — падение почти до нуля объема валютной ликвидности в июле у российских банков. Только за прошлый месяц ее объем на балансе банков сократился на 5 млрд долларов, а в августе балансирует на грани дефицита показателя. И хотя в Банке России это связывают с сезонными факторами, ситуация может сохраниться и в сентябре. Недостаточный приток на сальдо текущего счета будет способствовать этому. Пока ситуация не отразилась на денежном рынке в виде изменения валютного свопа или ставок МБК. У Банка России достаточно инструментов, чтобы предоставить рынку валютную ликвидность, но определенный дефицит валюты в кредитных организациях оказывает давление на рубль.
Третий фактор — геополитический. Он связан с ситуацией в Белоруссии, экономически тесно связанной с Россией, и заявлениями канцлера Германии Ангелы Меркель и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля относительно Алексея Навального. Потенциально это может обострить санкционную риторику.
Долгосрочно на российский рубль влияет рекордно низкая ставка ЦБ РФ. Наиболее дискуссионным вопросом в условиях ослабления курса рубля становится ее поддержание на отметке 4,25%. Регулятор, проводя политику инфляционного таргетирования, опирается на данные Росстата. Но в то же время существуют альтернативные методики подсчета изменения цен. Например, индекс личной инфляции от «Ромир». По расчетам холдинга, в июле цены выросли на 1,36%. Разница с данными Росстата — 1,01%. Но даже если опираться на официальную статистику, инфляция в России незначительно ускорилась и сейчас составляет 3,37% год к году (на неделе до 24 августа). Перезапуск авиасообщения по ряду маршрутов и рост потребления импорта вызывают девальвацию рубля и рост индекса потребительских цен (ИПЦ), хотя и небольшой. На конец 2020 года, по прогнозам ЦБ, инфляция достигнет 3,7—4,2%. Вместе с тем, если в осенне-зимний период ИПЦ начнет выходить за рамки таргета ЦБ, ему, возможно, придется проявить гибкость и изменить вектор денежно-кредитной политики. Но даже рост ИПЦ в рамках прогноза ЦБ для курса рубля является, безусловно, девальвационным фактором.
Вместе со снижением доходности вкладов снижается прибыльность почти всех рублевых инструментов, доступных розничному инвестору. Произошло существенное снижение объемов carry trade при размещении Минфином ОФЗ. Удачный аукцион, проведенный 26 августа, на котором привлечено 84 млрд рублей, обусловлен тем, что предлагались бумаги с переменным купоном (флоатеры), как раз те, которые защищают инвесторов от повышенной волатильности процентных ставок. Предыдущие аукционы, 12 и 19 августа, провалились. Напомним, что для покрытия антикризисных трат правительства Минфин намерен значительно увеличить годовой объем размещения ОФЗ с запланированных ранее на 2020 год 2,32 трлн рублей. Недостаточность средств, занимаемых Минфином, приводит к ослаблению рубля.
Налицо расхождение, правда пока незначительное, уровня ставки ЦБ и доходности ОФЗ. Например, эффективная доходность к погашению шестилетних ОФЗ-ПД-26219 с середины июня (момента снижения ставки ЦБ сразу на 1 процентный пункт) выросла на 0,5%, до 5,53%. Это подтверждается и падением индекса RGBI со 157,5 пункта в середине июня до 153,4. В то же время реакции в ставках денежного рынка, например МБК, не наблюдается. Исторически рекордная ставка 4,25% эффективна для глубоко диверсифицированной экономики, защищенной от большинства внешних шоков, таких как, например, колебания цен на углеводороды. Высокая волатильность стоимости российских активов и макроэкономических показателей в целом не позволяет говорить о низких рисках в экономике. Ключевая ставка является индикатором данной премии за риск. Снижение дифференциала ставок с развитыми экономиками, а также снижение премии доходности ОФЗ к уровню инфляции не сможет оправдать среднесрочные и долгосрочные риски. Среди них отметим традиционно высокую волатильность рубля.
И все же фундаментально российский рубль недооценен. Текущий уровень ЗВР находится на историческом максимуме, 600 млрд долларов, что позволяет говорить о высокой кредитоспособности, привлекать внешние займы по относительно низким ставкам. Сальдо платежного баланса хоть и сократилось, но обеспечивает стабильный приток иностранной валюты. Этому способствует восстановление цен на энергоносители.
В ближайшие недели при отсутствии риторики ЦБ, предполагающей сохранение вектора смягчения денежно-кредитной политики, и внешних шоков, в частности наступления второй волны эпидемии в течение осени, важнейшим фактором для курса рубля станет геополитический. При текущем коридоре цен на энергоносители рубль в сентябре будет котироваться в диапазоне 72,5—77,5 к доллару и 85,5—91 к евро. При продолжении ралли нефтяных котировок к уровням 50—60 долларов за баррель и спокойном геополитическом фоне вероятно укрепление рубля к нижней границе диапазона. Мы считаем, что геополитическая премия в котировках российской валюты к доллару США составляет около 5 рублей. При нарастании напряженности в Белоруссии, появлении новых резких политических высказываний в преддверии выборов в США (повод может быть любым), слабости глобального спроса из-за последствий пандемии рубль может протестировать верхние границы диапазонов. В перспективе ближайшего месяца волатильность будет превышать средние значения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
33 рубля за цент - соглашусь.
А госпереворот у нас у самих уже состоялся.
сообщил глава Сбербанка Герман Греф в интервью ТАСС от 29 июня 2020 года, а он знает что говорит.