У нас есть только сегодняшний день и реальные обстоятельства, которые нужно использовать по максимуму. Если постоянно откладывать открытие бизнеса и ждать удачного времени, вы не начнете свое дело никогда. Андрей Евстифеев, старший управляющий партнер, вице-президент ГК «ЕЮС», рассказал, есть ли на рынке места для новичков и как новые современные инструменты могут облегчить жизнь предпринимателям.
Все препятствия в голове!
По моему мнению, начиная с нулевых ситуация для открытия бизнеса в России всегда подходящая. Я как предприниматель не вижу препятствий ни со стороны конкурентов, ни со стороны крупного бизнеса, ни со стороны государства, включая надзорные и проверяющие органы. Все препятствия у нас только в голове! Мы работаем в сегменте МСП и видим, что в последнее время государство, наоборот, пытается помочь — убрать определенные барьеры, создать недостающие инструменты. Отличный пример — портал «Госуслуги», который упрощает многие процессы и для физических, и для юридических лиц. Многое сейчас оцифровывается, автоматизируется, а значит, вести бизнес становится удобнее и легче. Появились упрощенные налоговые режимы, кассовый аппарат вместо штатного бухгалтера, отслеживание в личном кабинете своих доходов и расходов, CRM-системы (система управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяет автоматизировать все рутинные процессы, упорядочить и систематизировать обработку информации о клиентах, улучшить качество обслуживания, использовать маркетинговые инструменты более эффективно).
На рынке функционирует множество цифровых платформ, в том числе банковских, позволяющих вести бизнес, не нанимая дополнительный персонал. Или нанимая, но сервисных специалистов (интернет-маркетолога или кадровика, например) и не в штат, а на аутсорсинг, передавая конкретную задачу профессионалу или компании, которая специализируется в соответствующей сфере. Все это дает возможность понять, что сегодня для ведения микробизнеса можно обойтись только цифровыми инструментами. Было бы желание!
Незанятых ниш много
Я считаю, что в любой нише есть возможности для развития своего дела. Много бизнесов закрывается, но много и открывается. Возьмем для примера рестораны: одни заведения проживают короткую, но яркую жизнь, а другие распахивают двери и успешно существуют десятилетиями! Это зависит от самых разных причин. В Европе ресторанов больше в силу менталитета и движение внутри сегмента гораздо оживленнее (что-то постоянно открывается, закрывается, трансформируется), но владельцы платят больше налогов и меньше зарабатывают, чем у нас. В России же более либеральное налогообложение и высокая доходность. Касается это и торговых центров: их много, и все они заполняются. Появляются и развиваются новые ниши. Например, цифровые платформы, которые сегодня существенно облегчают жизнь потребителя. Сейчас в разных сегментах создаются маркетплейсы. Все это начинается со стартапов, а придумывают их активные молодые предприниматели и предлагают идеи «монстрам», включающим их потом в свою экосистему. Постоянно возникают новые бренды одежды, обуви от молодых российских дизайнеров. Сейчас нет необходимости открываться офлайн, покупать оборудование, арендовать площади — можно продавать свой товар через соцсети или интернет-магазин. Минимум вложений, максимум прибыли! Или организовать поставки продукции из азиатских регионов, где она стоит вдвое дешевле, чем у нас. Несложная логистика и реальный доход! Много ниш открывается и в производственном секторе: по статистике, ежегодно начинает функционировать от 200 до 800 новых производств: стройматериалы, оборудование, мебель и проч. А производства нуждаются в обслуживании, которые как раз и обеспечивают малые предприятия.
Еще я знаю одного предпринимателя, который в городе открыл уже не меньше десятка пекарен, арендуя площади рядом с известными супермаркетами в нише массмаркет: в магазине может быть не очень свежий хлеб, а в пекарне рядом — всегда только что испеченный. Поэтому возле его прилавка неизменно стоит очередь. Его хлеб дороже, но он конкурирует не за счет цены, а за счет качества и ассортимента.
Несмотря на высокую конкуренцию, незанятых ниш много. И в любой из них можно найти возможности для развития. Не находит тот, кто плохо ищет.
Где найти финансирование?
Я убежден, что сейчас в России прекрасное время для открытия бизнеса, как и каждый год. А пандемия… лишь ситуация, к которой все мы вынуждены адаптироваться. Кризисы происходят по спирали. Сейчас, например, экономика находится под бременем COVID-19, триггером для потрясений стал вирус. Кризис — часть жизненного цикла бизнеса: чтобы подняться на ступеньку выше, нужно постоянно искать какие-то новые решения. Бояться внешних препятствий не нужно, нужно как можно скорее определиться со своей сильной стороной и начинать действовать. Другой вопрос — где взять финансирование? Начинающие предприниматели часто сталкиваются с проблемой поиска первоначального капитала для открытия своего дела. Но сегодня банки и госпрограммы помогают справиться с этой задачей. Раньше такой поддержки у новичков не было.
Сейчас появился институт венчурных инвесторов, а еще микрофинансирование, которым можно воспользоваться для закрытия оперативных задач. Однако жить только за счет грантов и займов бизнесу нельзя — нужно, чтобы дело само себя окупало. Иначе у него не будет будущего!
Но стоит признать, что государству совместно с банковскими институтами еще многое предстоит сделать в области финансовой поддержки бизнеса. Масштабное беззалоговое проектное финансирование со стороны органов власти станет реальным мощным стимулом для развития малого и среднего предпринимательства.
В завершение отмечу, что бизнес в России будет развиваться. Мы находимся на таком историческом отрезке, когда у страны нет других вариантов, и государство это понимает: если экономика монетизируется и в ее реальный сектор поступает больше денег, то растет и ВВП. Поэтому открываться бизнесы будут чаще, чем закрываться! Так что время начинать свое дело сейчас самое благоприятное! Это я как информированный оптимист говорю!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции