Полтора месяца спустя после начала известных событий бизнес отошел от шока и перешел в режим оперативного решения вопросов. Что происходит в разных сферах, как компании проходят кризис и что предпринимают их руководители и владельцы? Попытаюсь описать картину происходящего, поделиться собственным опытом и прогнозами.
В силу специфики работы моих компаний и я, и мои сотрудники много общаемся с руководителями и владельцами малого и среднего бизнеса. Становится очевидно, что предприниматели сейчас занимают единственно правильную позицию: «сохранность бизнеса прежде всего». Состояние дел из статуса «проблема» преобразовалось в статус «решение задач». Я поделюсь своим видением, как обстоят дела в разных отраслях — это финансовые услуги и торговля, и сформулирую практические советы.
Финансы и торговля: промежуточные итоги и выводы
Сфера краудлендинга пока не получает ожидаемого накануне 2022 года прогнозируемого развития. Инвесторы проявляют осторожность, хотя потребность в средствах у бизнеса большая. Спрос на деньги высокий, и на инвестиционные платформы выходит все больше качественных и надежных заемщиков с рейтингами и отличной кредитной историей. Ставка привлечения финансирования на платформах — сейчас это около 24–35% годовых — почти сравнялась со ставкой по кредиту в банке. Однако, как я уже сказал, инвесторы заняли выжидательную позицию. И это понятно: как будет развиваться ситуация, какой будет инфляция, какие инвестиционные инструменты будут доступны в ближайшее время? Ответов на эти вопросы пока нет. Поэтому многие предпочитают держать капиталы при себе, временно размещать их на банковских депозитах либо не имеют возможности вывести их из других «просевших» в цене инструментов.
В другом финансовом секторе — лизинге — ситуация складывается лучше. И хотя новые договоры бизнес заключает пока неохотно (ставки высоки, а потребность в новом оборудовании и технике пока неясна), некоторым компаниям удается не останавливать работу. Для этого приходится менять тактику и стратегию развития. Это значит, во-первых, менять географию поставок и переориентироваться с европейских поставщиков на азиатских. Во-вторых, устанавливать другие условия по лизингу. Понятно, что брать в финансовую аренду оборудование по ставке 30% для бизнеса весьма накладно. Поэтому вместо лизинга теперь предлагают клиентам краткосрочную аренду. Это позволяет понять, действительно ли имеется необходимость в покупке оборудования. В-третьих, предлагают клиентам возвратный лизинг (выкуп оборудования и иного имущества с последующим предоставлением его в финансовую краткосрочную аренду), что позволяет в моменте решить вопрос привлечения оборотных средств в бизнес клиентов. В-четвертых, некоторые лизинговые компании осваивают новые источники финансирования сделок, приобретая опыт привлечения коротких денег в незначительных размерах на инвестплатформах. Понятно, что и по лизингу многие не выполнят бизнес-план, но продолжить успешную и прибыльную деятельность в текущей ситуации — это уже немало.
Есть бизнесы, которые быстро адаптировались к новым условиям и чувствуют себя вполне уверенно. Это, например, касается сферы торговли и общепита. Поставщики продуктов повысили цены на 10–50%, и многие предприятия общепита были вынуждены повышать цены в рознице. При этом некоторые бизнесмены выбрали более дальновидную политику и не стали увеличивать стоимость продаваемой через различные каналы готовой продукции сразу на треть. Да, им пришлось пожертвовать маржинальностью, но объем продаж в целом сохранился, а по отдельным каналам продаж выручка даже выросла.
Какие выводы можно сделать из всего описанного?
1. Всегда надо следовать первому правилу бизнеса: максимальная диверсификация. Если нет возможности диверсифицировать работу по отраслям, надо максимально разнообразить каналы продаж, источники финансирования, направления инвестиций, продуктовую линейку и т. п.
2. Не стоит суетиться и бездумно резать косты. Шок проходит, рынки выходят из состояния заморозки. А производство, инфраструктура, сотрудники — это актив, который будет непросто восстановить.
3. Надо постоянно быть на связи и общаться — с партнерами, инвесторами, поставщиками, клиентами, кредиторами, заемщиками и конкурентами. Общение, взаимные уступки и поддержка друг друга позволят легче пережить трудности.
4. Современная экономическая история последних десятилетий подсказывает, что правильный бизнес — это тот, который устойчив к стрессам, договороспособный и адаптивный. Важно все делать своевременно и принимать решения с учетом прогнозов.
Прогнозы на будущее
Сегодня мы столкнулись с кризисом, в котором все по-другому, многое не определено, но похоже, что худшее еще не произошло. А сейчас мы даже не понимаем, чего ожидать. Могу предполагать, что в текущем году мы увидим стагнацию на многих рынках, падение ВВП, высокую инфляцию. Это приведет к замедлению бизнес-активности и к огосударствлению экономики. Курс будет волатильным, колебаться в диапазоне от 75 до 95 рублей за доллар, и компаниям, ориентированным на закупки в иностранной валюте, надо будет ловить момент для проведения платежей.
Государство будет пытаться проводить своего рода новую экономическую политику и задабривать бизнес налоговыми и другими льготами — чтобы тот сохранял рабочие места. Это принесет определенный эффект и сохранит сколько-то тысяч сотрудников на работе. Но вряд ли можно рассчитывать на серьезную масштабную поддержку по всем отраслям.
Наконец, я жду масштабного возвращения иностранного бизнеса. Я ни секунды не верю, что все эти компании ушли только потому, что им не нравится проводимая Россией политика. Просто на них давят власти и акционеры — и они вынуждены на время поддаться этому давлению. Аппетит к риску и высокая маржинальность нашего рынка сделают свое дело. Вопрос только в том, когда это произойдет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.