Российские власти обсуждают идею скупки юаней, дирхамов и других мягких валют. Что это значит для кошелька обычного гражданина, который ищет способы уберечь свои сбережения?
В долларах не накопишь
Дедолларизация в нашей стране набирает обороты: банки все чаще устанавливают комиссии за обслуживание счетов в валютах «недружественных» стран, а нередко и вовсе отказывают в открытии таковых. Процентная ставка по валютным вкладам стремится к нулю, а вскоре может стать даже отрицательной (для вкладов юрлиц подобная возможность уже оформлена законодательно). Причина понятна — токсичность «недружественных» валют становится все более выраженной. На практике это означает, что фактически любой такой счет может быть заморожен без объяснения причин.
Падение спроса на ранее наиболее популярные валюты подтверждает и статистика Мосбиржи. Объемы торгов в паре доллар-рубль и евро-рубль в феврале превышали 10 трлн рублей, а в августе снизились примерно до 5 трлн рублей. Доля торговли в паре юань-рубль еще несколько месяцев назад составляла лишь доли процента от всех торгов. А сейчас на китайскую валюту приходится уже пятая часть всего объема валютных торгов.
Золотой запас
Но что может заменить американский доллар или евро в наших с вами сбережениях? Ведь «недружественная» валюта еще вчера имела, казалось бы, незыблемый статус в России?
Первое, что сделало правительство — либерализовало торговлю золотом, освободив сначала от НДС операции со слитками, а затем отменило и НДФЛ, правда, временно. Данные шаги помогли достичь желаемого эффекта: продажи слитков увеличились в разы, существенно выросли операции с обезличенными металлическими счетами (ОМС), монетами, а также с биржевыми инструментами, включая акции золотодобытчиков. Золото — вполне себе твердая валюта, но заменить собою доллар металл не может по объективным причинам.
Смягчить резервы
Ко второму шагу правительство пока только готовится, но это будет намного интереснее и перспективнее, чем что-либо, что оно делало прежде. В конце августа состоялась стратегическая сессия по развитию отечественной финансовой системы, в рамках которой обсуждалось предложение направить 4,4 трлн рублей до конца текущего года на покупку валют из дружественных стран. Если ранее мы держали пассивные резервы в самых твердых и ликвидных валютах, то теперь все больше экспертов склоняются к тому, что резервы должны работать на благо страны. Так, покупка юаней и других валют из Юго-Восточной Азии или стран Ближнего Востока могла бы помочь провести технологическую модернизацию нашей экономики и сформировать нужные новые хозяйственные цепочки и новые каналы экспорта.
Что это все значит для наших личных финансов? Очевидно, что появятся новые валюты для сбережений. Ими с большой вероятностью станут юани и, например, дирхамы ОАЭ. С одной стороны, о надежности новых резервных валют будут свидетельствовать сами операции правительства. С другой стороны, новые резервные — это старые резервные, только в производном формате. Например, дирхам ОАЭ на рынке давно считается «квази-долларом» и тихой гаванью среди валют развивающихся стран, потому что с 1997 года его курс жестко привязан к курсу доллара и с этого времени не менялся: сегодня, как и 25 лет назад, доллар в ОАЭ стоит 3,67 дирхама.
Юанизация на марше
Не стоит забывать, что несмотря на такую привязку, экономики данных стран сильно отличаются друг от друга, как и ликвидность самих валют. На это указал недавно в интервью первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. Он оценивает уровень геополитических рисков для валют из дружественных стран как «невысокий». А если должным образом диверсифицировать активы по валютам из таких стран, то инвестиции выглядят «достаточно стабильно и предсказуемо», считает Тулин.
Пока все шансы заменить доллар в России имеют юань, гонконгский доллар и дирхам ОАЭ. Частным инвесторам китайская валюта пришлась по вкусу: за первые семь месяцев 2022 года товарооборот между нашими странами вырос на 30%, а объемы торгов юанем на Мосбирже — в 15 (!) раз.
Не исключено, что именно биржевая торговля юанем станет драйвером юанизации. И не только юанем. Только за последние несколько месяцев Мосбиржа запустила торги армянским драмом, южноафриканским рэндом и узбекским сумом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.