Среди всех драм последнего времени бизнесу важно сохранять возможность планировать бюджет — поступление средств и, соответственно, расходы. Расскажу, как в этом помогают рекуррентные платежи.
Что такое рекуррентный платеж?
Рекуррентные платежи (от англ. recurrent — 'периодический, повторяющийся'), они же платежи по подписке или автоплатежи — удобный способ для потребителя совершать регулярные покупки, не вводя каждый раз платежные реквизиты и не отмечая в календаре дату платежа. Проще говоря, оформил подписку, выбрал сумму и периодичность платежа, а дальше деньги списываются по плану. Наиболее востребован этот функционал там, где нужна регулярность, а стоимость услуги зачастую невысока: благотворительность, различный цифровой контент, медиа, инфобизнес, сервисы аренды, ЖКХ и т. д.
Механизм прост: пользователь соглашается с условиями регулярных платежей на сайте или в приложении продавца, совершает первый платеж и привязывает банковскую карту. Создается так называемый токен — обезличенный эквивалент платежных реквизитов, который будет использоваться при проведении будущих оплат. Далее деньги списываются с платежного средства покупателя по графику. В дальнейшем пользователь может отменить подписку, и списание средств прекратится.
Для бизнеса рекуррентные платежи — это гарантированные поступления для эффективного планирования бюджета и расходов. А в периоды турбулентности лояльные клиенты могут реально спасти ситуацию.
Подписка на благотворительность
Рекуррентные платежи для НКО — это, по сути, подушка безопасности, с помощью которой они могут планировать распределение помощи между своими подопечными. Поэтому фонды, которые подключили рекуррентные платежи до пандемии или в самом ее начале, гораздо увереннее чувствовали себя. Об активном подключении этого инструмента косвенно свидетельствует рост рекуррентных платежей в марте — мае 2020 года: по данным совместного исследования CloudPayments и платформы «Если быть точным», в этот период рекуррентные платежи на помощь социально уязвимым группам выросли на 4–17%, в медицине — на 2–10%. В итоге в январе 2021 года по сравнению с январем 2020 года количество рекуррентных платежей по каждому из направлений продемонстрировало рост в среднем в полтора-два раза!
НКО с помощью акций и инициатив стараются поддерживать долю таких платежей на определенном уровне. По данным наших аналитиков, доля рекуррентных платежей в благотворительной сфере в августе 2022 года составила 52%, примерно такую же ситуацию мы наблюдали и годом ранее: в августе 2021 года рекуррентные платежи занимали 53% от общего количества оплат.
Контент, СМИ и блогеры
В этом году рекурренты пришли на помощь СМИ, блогерам и производителям контента. Помните, как в начале года западные социальные сети и видеохостинги отключали возможность монетизации для российских блогеров? В результате им пришлось спешно искать другие способы приема денежных средств за свои товары и услуги. Для многих из них спасением стало подключение рекуррентных платежей, что позволило сохранить доходы и лояльную аудиторию.
Блогеры активно используют автоплатежи для монетизации своих авторских каналов, а также вебинаров, подкастов и серийных курсов. СМИ — для подписок на контент, доступа к платным разделам сайтов, подписок на периодические издания, рассылки и т. д. Разработчики, авторы и художники — для монетизации своих произведений. По нашим данным, доля рекуррентных платежей в категории СМИ и контента в августе 2022 года составила 76%, в категории цифровых товаров — 30%, в образовательном контенте — 24%.
Управляемые подписки
В заключение хочу поговорить об одной особенности поведения потребителей при использовании рекуррентов — о так называемой забывчивости пользователей, в результате которой они могут из разряда добровольных потребителей контента перейти в категорию невольных спонсоров сервисов, на которые когда-то подписались. Дело в том, что автоплатежи обычно небольшие в денежном выражении, для их совершения от пользователя не требуется никаких дополнительных действий. В результате он забывает, что ранее оформил подобную подписку. Сложности могут начаться тогда, когда количество подписок возрастает, а общая сумма этих платежей становится весьма существенной. Это значит, что нужно уметь управлять подписками, оплачивая только те сервисы и услуги, которыми действительно пользуетесь.
Добросовестные компании при использовании рекуррентов всегда сообщают пользователю о том, каким образом можно отказаться от подписки, в сообщениях о списании средств и продлении услуги, на сайте или в приложении, то есть в любом месте, где эту информацию легко найти пользователю. Платежные агрегаторы также стараются помогать пользователям, предоставляя им необходимую информацию. Например, есть специальный сервис, где по данным банковской карты можно посмотреть все оформленные подписки и при необходимости отказаться от некоторых из них. Рекомендую проводить такую ревизию хотя бы раз в два-три месяца.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.