Случается, что поездку на поезде пришлось отменить, а билеты уже куплены. Финансовых потерь можно избежать, вернув билеты и получив деньги обратно. Разбираемся, как вернуть деньги за билет в РЖД, купленный в кассе или онлайн, какую сумму можно получить и в каких случаях сдать билет не удастся.
Как вернуть ж/д билет
Возврат билета РЖД на вокзале
Оформить возврат за билет можно в вокзальных кассах. Получить деньги можно не только за предстоящую поездку, но и если поезд уже ушел. У опоздавших есть возможность в течение 12 часов вернуть деньги за билет, если он был куплен по возвратному тарифу. Если тариф невозвратный — вернут только стоимость платных услуг.
Важно! Чем раньше вы обратитесь с запросом в РЖД, тем больше денег получится возвратить.
На вокзале можно вернуть оба типа билетов — приобретенные в кассах или онлайн. Чтобы это сделать, нужно:
- Заполнить заявление на возврат, указав данные карты, на которые перечислят деньги. Документ можно получить в кассе и оформить на месте.
- Вместе с заявлением предоставить кассиру удостоверение личности, которое использовали для покупки билета, бумажный билет или номер заказа, если проездной документ приобретали онлайн.
Согласно правилам, РЖД возвращает деньги на карту в течение месяца, но обычно это случается быстрее — в течение одной — двух недель.
Возврат билетов РЖД, купленных онлайн
Если билет на поезд покупали онлайн, вернуть его можно также на сайте РЖД. Чаще всего неважно, был ли это один билет или в рамках общего заказа. Обычно отменить его можно целиком или выборочные позиции.
Однако есть ограничения.
- Если вы покупали билеты в переговорное купе поезда «Сапсан» (класс обслуживания 1Р), отказываться придется от всех четырех мест. По одному оформить возврат не получится.
- Нельзя вернуть билет на одно из двух мест, забронированных в купе класса «люкс» на международном рейсе. Можно сдать только все билеты на одно купе.
- Если вы покупали билеты по тарифу «Туда — обратно» в поездах «Сапсан» и «Ласточка», онлайн можно вернуть либо оба билета сразу, либо обратный. За возвратом другого билета придется обращаться в вокзальные кассы.
Если вы хотите вернуть билет на сайте РЖД и еще не прошли процедуру электронной регистрации на поезд, вам нужно:
- Перейти в личный кабинет на сайте РЖД и найти пункт «Мои билеты» на главной странице.
- Выбрать нужный билет, нажать «Запросить статус билетов» и «Оформить возврат».
Важно! Если вы уже распечатали билет в кассе или билетном терминале, возврат онлайн будет недоступен. В этом случае нужно обратиться в кассу на вокзале.
Если хотите вернуть билет, по которому электронная регистрация уже пройдена, нужно учесть эти нюансы:
- Вернуть билеты, купленные на международные поезда в Абхазию и Беларусь, можно до момента отправления поезда со станции посадки пассажира. Например, вы купили билет на поезд Санкт-Петербург — Брест с посадкой в Новосокольниках. Из Санкт-Петербурга поезд отправляется в 18:06, из Новосокольник — в 00:48 следующего дня. В таком случае оформить возврат вы сможете до 00:48.
- Если купили билет на поезд в другие страны СНГ, вернуть его онлайн можно за час до отправления состава от начальной станции.
Полис путешественника нужен и для поездок внутри России
Страхованием лучше не пренебрегать ни для каких поездок. Вы можете получить экстренную медицинскую помощь и по полису ОМС в государственных медицинских учреждениях. Однако если вам важно получение помощи в коммерческих клиниках, стоит все же оформить страховку для путешествия. К тому же в полис можно включить дополнительные риски — утерю багажа, задержку поезда, потерю документов, повреждения арендованного авто и так далее.
Подобрать полис можно с помощью сервиса Банки.ру: вам нужно выбрать даты путешествия, свой возраст и покрываемые риски, а страховые компании предложат свои варианты.
Возврат билета другим человеком
Если хотите, чтобы другой человек оформил возврат билета за вас, придется предъявить нотариальную доверенность, ваш паспорт и паспорт предъявителя. Процесс сложный, так что лучше возвращать билеты самостоятельно.
Невозвратный тариф РЖД
Как писали выше, у РЖД есть два типа тарифов: возвратный и невозвратный. По возвратному тарифу можно вернуть до 100% стоимости билета. По невозвратному — только платные услуги.
Если случился форс-мажор (например, вы заболели и не можете отправиться в поездку), вернуть деньги за неиспользованный билет по невозвратному тарифу можно, но только если предоставить подтверждающие документы.
Если отправление поезда отменено или по какой-то причине вам не могут предоставить места, указанные в билете, можно возвратить деньги или переоформить билет на такой же поезд.
Как вернуть билет на tutu.ru
Если вы покупали билет на поезд не на официальном ресурсе РЖД, а на сайте агрегатора, например tutu.ru, вернуть его вы можете двумя способами:
- В кассах вокзала. Процедура возврата ничем не отличается от обычной.
- На сайте tutu.ru.
Для онлайн-возврата вам нужно:
- Перейти в личный кабинет сервиса.
- Выбрать раздел «Мои заказы», далее — нужный заказ и кликнуть «Детали заказа».
- На странице заказа нажать «Вернуть билеты». Если билетов несколько — выбрать пассажира, чей билет хотите вернуть.
После вам придут письмо-подтверждение и чек. Деньги поступят на карту, с которой вы платили за билеты, в течение 30 дней.
Какую сумму перечислят пассажиру за сданный билет
Стоимость поездки всегда складывается из двух частей — билета и цены плацкарты. Стоимость билета — это цена проезда по железной дороге, которая зависит от расстояния.
Стоимость плацкарты — это цена сервисного обслуживания пассажира во время поездки. Ее размер зависит от класса вагона. В плацкартных вагонах — до 20% от суммы проездного документа, в купейных — 35–45%, в спальных салонах и СВ или «люкс» — 60–75%.
Чем раньше вы вернули билет, тем большую сумму получите.
- Если возвращаете билет более чем за 8 часов до отправления поезда, деньги вернутся целиком.
- Если сдаете билет менее чем за 8, но более чем за 2 часа, получите стоимость билета плюс половину цены плацкарты.
- Если сдаете билет менее чем за 2 часа до отхода поезда или уже после отправления, вернется только стоимость билета без цены плацкарты.
Учитывайте, что при возврате билетов РЖД взимает 2,60 рубля сбора за каждое место.
Информацию о стоимости билета и плацкарты можно найти на билете: в электронном виде она указана внизу рядом со штрихкодом, а в бумажном — в первой строчке после верхней таблички.
Для билетов на поезда дальнего следования по России
До отправления поезда осталось | Возврат составит |
8 и более часов | 100% стоимости билета и цены плацкарты |
2–8 часов | 100% стоимости билета и 50% цены плацкарты |
Меньше 2 часов | 100% стоимости билета, 0% цены плацкарты |
Вы опоздали на поезд, с момента отправления поезда прошло | Возврат составит |
Меньше 12 часов | 100% стоимости билета, 0% цены плацкарты |
Больше 12 часов, но у вас вынужденные обстоятельства (болезнь, травма) и есть подтверждающие документы | 100% стоимости билета, 0% цены плацкарты |
Для билетов на скорые пригородные поезда (с определением места)
До отправления поезда осталось | Возврат составит |
8 и более часов | 100% стоимости билета |
2–8 часов | 50% стоимости билета |
Меньше 2 часов | 0% |
Для билетов на поезда международного сообщения со странами СНГ и Абхазией
До отправления поезда осталось | Возврат составит |
24 часа и больше | 100% стоимости билета и 100% цены плацкарты |
6–24 часа | 100% стоимости билета и 50% цены плацкарты |
Меньше 6 часов | 100% стоимости билета и 0% цены плацкарты |
Для билетов на поезда международного сообщения (дальнее зарубежье)
До отправления поезда осталось | Возврат составит |
6 часов и больше | 100% стоимости билета и 100% цены плацкарты |
Меньше 6 часов | ничего |
Что делать, если в билете ошибки
Если при покупке билета вы допустили ошибку в Ф. И. О. или серии и номере паспорта или другого документа, на который оформляли билет, не торопитесь его возвращать.
По правилам РЖД допустима одна ошибка в буквах и одна ошибка в цифрах. Главное, чтобы первая буква была правильной.
Если ошибок больше или они критичны, лучше оформить новый билет и вернуть старый. Рисковать не стоит: проводники внимательно сверяют данные и могут отказать вам в поездке.
Когда нельзя вернуть билет РЖД
Вернуть стоимость проездного документа нельзя, если вы покупали билет по невозвратному тарифу и не поехали по причине изменения планов или опозданий со стороны РЖД.
Если тариф возвратный — спустя 12 часов после отправления поезда билет также вернуть нельзя. Но если вы заболели, то в течение 5 суток у вас есть возможность предоставить подтверждающие документы и получить деньги.
В течение какого времени возвращаются деньги за билеты
В правилах возврата РЖД написано, что деньги за неиспользованные билеты возвращаются в течение 30 дней. Однако на практике средства приходят на карту раньше.
Как вернуть билет в неочевидных ситуациях
Если поезд отправляется раньше (не более 24 часов) того времени, на который куплен билет, пассажир может бесплатно переоформить его независимо от тарифа.
Во время многодневных поездок у пассажира есть право прервать поездку, сойти на любой станции, а затем продолжить свой путь на следующем составе. Но допускается лишь одна остановка продолжительностью до 10 суток. Для этого в течение 3 часов нужно поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала на вынужденной остановке. Чтобы продолжить путь, придется доплатить стоимость плацкарты и переоформления билета.
Если на какой-то станции пассажир вышел прогуляться и случайно отстал от поезда, нужно сразу обратиться к начальнику станции. По закону на следующей остановке его вещи должны снять с поезда, а пассажира бесплатно доставить до этой станции следующим поездом и продлить срок действия билета.
Как сдать билет на поезда: кратко
- Вернуть деньги онлайн или в кассе без дополнительных документов можно за любые билеты, кроме невозвратных.
- Если вы заболели или произошел несчастный случай — предоставьте нужные документы, вам вернут стоимость невозвратных билетов.
- Даже если вы опоздали на поезд, в течение 12 часов у вас есть возможность вернуть деньги за билет. На карту вам перечислят стоимость билета без плацкарты.
- Чем раньше поймете, что планы изменились и вы не можете отправиться в поездку, тем больше денег удастся вернуть. В случае возврата всего за 8 часов до отправления поезда вы получите полную стоимость билета при возврате.
- Мелкие ошибки в билете — не причина, чтобы оформлять возврат. Если допустили ошибку в одной букве или цифре — можете готовиться к поездке.
Покупка билетов на поезда может быть выгодной — просто подберите правильную карту с кэшбэком. Собрали в одном каталоге карты с бонусами за покупку билетов РЖД, а это карты, которые выбирают пользователи Банки.ру:
Топ 3 дебетовых карт