Среди сотрудников банков не принято было говорить о назревавшей проблеме, потому что боялись одним только упоминанием о ней накликать беду. Но благодаря рынку публичного корпоративного долга неплатежеспособность клиентов банков выплыла наружу.
За последние месяцы состояние российской экономики по сравнению с предыдущими годами значительно ухудшилось. Это ни для кого не новость, как и то, что с начала текущего года геополитические риски возросли. И это не секрет не только для профессионального человека, но даже для рядового обывателя.
Лето 2014 года ознаменовалось тем, что на рынке публичного корпоративного долга произошли сразу несколько дефолтов. Компания «РТК-Лизинг» отказалась выкупить облигации на 900 млн рублей, а «Мордовцемент» с большим трудом прошел оферту в размере 1 млрд рублей, в конце июня с подобной проблемой столкнулось ЗАО «Горно-химическая компания Бор».
После череды дефолтов банковскому сектору пришлось более тщательно заниматься мониторингом своих корпоративных заемщиков. Поэтому банковские сотрудники все чаще стали прибегать к реструктуризации кредитов, изменению условий их погашения.
Среди сотрудников кредитных организаций не принято было говорить о назревавшей проблеме, потому что боялись одним только упоминанием о ней накликать беду. Но благодаря рынку публичного корпоративного долга неплатежеспособность клиентов банков выплыла наружу. Над банками нависла реальная угроза, чреватая если не повторением кризиса 2009 года, когда кредиторы были вынуждены идти на реструктуризацию ранее выданных займов, то по крайней мере увеличением количества реструктуризаций кредитов в текущем году. Вынужденное изменение условий погашения кредита — это первый шаг на пути к тому, что банк в скором времени признает дефолт заемщика. Потому что реструктуризация часто не может быть решением проблемы, а только отсрочкой наступления негативных последствий. Она сигнализирует о том, что банк на сегодняшний день не готов признать дефолт.
В такое время вопрос о привлечении новых клиентов не блажь и не прихоть. Ибо не кредитовать банк не может, так как без этого нет его заработка. Но и ошибиться и выдать невозвратный или проблемный в будущем кредит при текущих вынужденных перекредитовках точно не в его интересах.
Чему пришлось научиться банкам во время разбора своих проблемных кредитов? Многому, например, тому, что:
– в первую очередь все нестандартные ходы в деятельности потенциального заемщика требуют анализа;
– рост выручки в последний отчетный период — не повод для радости, для начала стоит посмотреть запасы, дебиторку и что в целом происходит в этой отрасли или регионе;
– если клиент с избыточным залогом и более выгодной кредитной линией только благодаря вашей клиентской службе или личным симпатиям к вашей компании решил перейти к вам из другого банка, то это повод пересмотреть предоставленный финансовый анализ;
– на рынке сформировалась целая отрасль профессиональных «финансовых консультантов», оказывающих услуги как по «оптимизации» финансовых документов при получении кредита, так и по «профессиональному невозврату» долга. И бизнес вынужден пользоваться их услугами: кто-то из-за экономического спада, кто-то — из-за высоких ставок по кредитным продуктам.
И, возможно, главное: банковские сотрудники — тоже люди. Поэтому совсем неправильно акционерам кредитных учреждений мотивировать своих сотрудников на объемы выдаваемых кредитных портфелей, тогда как желательно мотивировать их на процент прибыли.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
http://bankir.ru/novosti/s/bank-russkii-standart-zamorazhivaet-biznes-10085740/
Угу. Одни бестолочи, не соображая в планировании, кинулись хапать кредиты. Другие неумехи, не зная азов анализа хозяйственной деятельности, кинулись кредитовать. Под чутким надзором регулятора, знакомого с финансово-кредитной деятельностью по лекционному курсу, да по инструкциям МВФ в бытность работы ответственным секретарём правительственной комиссии по связям с международными кредитными организациями.
Конец немного предсказуем.
Теперь бездари списывают свою безграмотность и профнепригодность на геополитические риски.
А есть ли у кредитных специалистов необходимый инструментарий (программные продукты и инструкции) и ресурсы (в первую очередь - время) для для анализа "нестандартных ходов"?