«Так называемый «офисный планктон» и простые работяги, которые первыми становятся жертвами кризиса, на самом деле они гаранты будущего России… Нужно, прежде всего, спасать не суперкомпании миллиардеров, а обычных покупателей — их ипотечные, автомобильные кредиты, их потребительскую корзину, их стандарты и ценности. Государство должно, прежде всего, думать о покупателях в магазинах, автосалонах, в риэлтерских конторах. Им нужно в первую очередь давать деньги», — заявил на недавнем заседании политклуба «4 ноября» единоросс, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Оказалось, однако, что раздавать, по примеру своих коллег из Штатов, Японии и Германии, народу «живые деньги» российские власти не намерены. Наши начальники с младых ногтей помнят, что идти надо «другим путем». Каким именно — стало ясно после состоявшейся 27 ноября в Москве пресс-конференции, на которой первый заместитель секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев заявил, что его партия уже в ближайшее время намерена обратиться к банкам с настоятельной просьбой временно оставить в покое оставшихся без работы должников.
«Партия на один год предлагает заморозить все выплаты по кредитам вместе с процентами. Это касается тех граждан, которые потеряли работу и не в состоянии платить… «Единая Россия» обратится с данным предложением к банковскому сообществу, будет убеждать и оказывать всяческое давление на них», — с партийной прямотой заявил Андрей Исаев. И выразил уверенность, что банки найдут возможность пойти навстречу.
Само по себе желание поддержать попавших в трудное положение «гарантов будущего России» — штука, безусловно, похвальная. Тем более что поднятая кризисом волна увольнений совсем скоро может вырасти в самый настоящий «девятый вал». По оценкам Роструда, уже в ближайшие месяцы работы в российских компаниях могут лишиться около 200 тысяч человек. Эксперты Минэкономразвития полагают, что первыми под удар попадут сами служащие финансовой сферы, строители, работники торговли и сферы услуг. При этом большая часть увольнений придется на начало 2009 года. Просто потому что закон обязывает работодателей извещать работников учреждения службы занятости о сокращении численности или штата работников организации за два месяца до начала «чисток».
За чей счет будут раздаваться льготы — вот вопрос. Судя по словам Андрея Исаева, о принятии специального закона, который и послужил бы основой для «кредитного моратория», речь пока не идет. «Единая Россия» вроде бы намерена просто договориться с «банковским сообществом». Каковы будут условия сделки — не ясно. Вполне возможно, что результатом «заморозки» кредитов, выданных жертвам кризиса, станет рост ставок по кредитам для тех, кто все-таки сумел удержаться на плаву. Другой вариант — каждому заемщику придется в обязательном порядке страховаться от потери работы. А страховой полис, знаете ли, тоже денег стоит.
С другой стороны, банки могут согласиться не трогать «жертв кризиса» в обмен на моральную и особенно материальную поддержку со стороны государства. В таком случае прямого удара по кошелькам остальных заемщиков может и не последовать. Но и в этом случае всё далеко не просто. Кто, например, сможет рассчитывать на отсрочку расплаты, а кто — нет? Упомянутые Андреем Исаевым «граждане, которые потеряли работу и не в состоянии платить» — это, извините, недостаточно конкретно.
Равняется ли вот это «потеряли работу» только увольнению по сокращению штатов либо увольнению в связи с ликвидацией компании? А что если несчастного вынудили уйти «по собственному желанию» или подвели «под статью»? Что если у человека вообще не было трудового договора, а работой, которую он потерял, он занимался по договору подряда? Что, наконец, будет с теми, кто вроде бы и сумел удержаться на рабочем месте, но лишился при этом значительной части доходов? Уже сейчас многие неплательщики по кредитам, по данным коллекторского агентства «Секвойя», объясняют отказ рассчитываться с банком сокращением или задержкой зарплаты. А к Новому году ситуация может стать еще хуже.
«Декабрь как месяц премий и повышений зарплат традиционно был самым успешным месяцем для сбора задолженностей»,— говорит замгендиректора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков. — «Однако этот декабрь будет нетипичным. По нашим данным, около 20% должников не надеются на получение годовых бонусов».
Не меньше сомнений вызывает и формулировка «не в состоянии платить». Нет, серьезно, кто, как и по каким критериям будет это определять? Непонятно. А, значит, будет много споров и — что греха таить — злоупотреблений. Набрать кредитов на приличную сумму да и объявить себя жертвой кризиса — как раз хватит, чтобы годик отдохнуть, перебиваясь случайными заработками. А почему бы и нет — ведь долг-то можно не возвращать и проценты на него не идут.
В общем, вопросов привлекательная на первый взгляд идея вызывает пока слишком много. Выходит, и запятую в заголовке ставить рано.