В Перми клиент Сбербанка попытался обернуть в свою пользу ошибку системы, установившей курс датской кроны в десять раз меньше, чем было нужно, из-за перехода стоимости валюты от двузначных к трехзначным числам. Сама история произошла в декабре, но всплыла только в мае, когда дело дошло до суда. Клиенту Алексею Иванцову «честно заработанных» крон, конечно же, не вернули. Ну и закрутилась обычная юридическая петрушка. Рассмотрения дела еще не было, но шансы выиграть у Сбербанка эксперты признали ничтожными: злоупотребление правом налицо, ну и вообще – «он же памятник», наш Сбербанк.
Иногда банки ошибаются, да. Чаще это происходит не в пользу клиента, но про такие случаи читать не очень интересно. Деньги ушли не на тот счет, карточку заблокировали на отдыхе, банкомат обсчитал при снятии денег – подобные случаи, наверное, может вспомнить любой клиент. Путь исправления ошибки долог, компенсаций никаких. В лучшем случае перед тобой извинятся в отделении: примите наши уверения в совершеннейшем почтении. Ну и до свидания. Такие истории только убеждают в несовершенстве мира самого пострадавшего и побуждают сменить банк, причем без гарантии, что в новом будет лучше. Бытовуха, которая уже никому не интересна.
Ситуации, когда банк ошибается якобы в вашу пользу, случаются гораздо реже и воспринимаются с большим интересом. Это то же самое, что игра в лотерею, где ты понимаешь, что шансы на собственный успех мизерны, но всегда приятно хотя бы на чужое везение посмотреть. Но ошибки банка почему-то оказываются той халявой, которой лучше бы не было ни разу.
Все неожиданные появления на счете миллионных сумм, неправильно проставленные запятые и «забытые» долги оборачиваются в лучшем случае пшиком, в худшем – обвинениями клиентов в мошенничестве. Самое крупное «везение», которое могу вспомнить, связано с неправильной загрузкой банкомата, когда вместо тысячных купюр выдавали пятитысячные. И то не уверен, что счастливчикам удалось благополучно воспользоваться ошибкой: камеры есть на всех банкоматах, равно как и операции с картами фиксируются.
И все равно, согласитесь, приятно иногда бывает поверить в то, что кому-то удалось невозможное. Хотя почему невозможное? Уверен, что удачи бывали, просто мы о них не знаем, а банкиры и сами «счастливчики» предпочитают не распространяться.
Конечно, следует признать безусловно правильной политику банков, которые берегут свои активы и даже в своих ошибках умудряются обвинить клиентов. Это чтобы другим неповадно было пользоваться. Тот же пермский «валютчик», кстати, был заподозрен чуть ли не в мошенничестве. Но я хочу сказать здесь не совсем об этом. Меня не удивляет, что клиент пытается воспользоваться ошибкой банка. В этом есть интерес клиента, который он соблюдает. Но мне удивительно, что банки не пытаются поощрить добропорядочное поведение своих клиентов. Если ты заметил ошибку, не попытался ею воспользоваться, а честно предупредил банковских служащих, тебе за это просто ничего не будет. Никакой премии, дополнительного процента или электрического чайника тебе не вручат. А это неправильно.
Конечно, юристы сильны и по рукам давать умеют профессионально. Но если бы банки предусмотрели какой-нибудь фонд для поощрения, то, думаю, конфликтных ситуаций и судов было бы меньше. И тех, кто не воспользовался банковской ошибкой, называли бы не «чайниками» или «лузерами», а добропорядочными клиентами. Да и ошибок тогда было бы меньше.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Ну неправда же! Как минимум два банка вполне адекватно и без особой возни компенсировали мне последствия накосяченного. Справедливости ради, эти банки находятся сильно вверху "Народного рейтинга" Обещал подарок и третий, но он внизу рейтинга, так что в его посулы не сильно верится. Но всё же - обещал
А кто сказал, что банки этого не делают? Просто никто не хочет светить собственные ошибки. Всё решается кулуарно и ко всеобщему удовольствию. Есс-но на условиях неразглашения.
Ну вот типичная ситуация: большой зеленый банк не списывает очередной кредитный платеж со счета при автоматическом списании. Конечно, "по техническим причинам". Но вместо того, чтобы для начала разобраться, в чем причина "просрочки", начинает названивать заемщику с требованием "немедленно погасите просрочку". В отделении заемщику объявляют, что можно списать платеж "вручную", но с набежавшими дополнительными процентами и неустойкой, которые потом - когда-нибудь - банк вернет. Иначе банк будет названивать с издевательскими звонками о "просрочке" до конца разбирательства. Уверен, в других банках точно такой же бардак. Т.е. банки: а) перекладывают на клиента взаимодействие своих подразделений; б) применяют шантаж для получения дополнительных доходов, извлекаемых из собственных ошибок.
Налицо злоупотребление тогда, когда система давала возможность поменять по "неправильному" курсу, но Сбер об этом пытался все клиентов (на сайте) уведомить и донести до них инфо, что система не работает.
Никакого злоупотребления правом здесь нет. Свобода договора - банк на свой страх и риск ведет бизнес, у него свой штат аналитиков, которые, вполне возможно, могли предсказать резкое изменение курса валюты того или иного государства ввиду чего и был выставлен такой курс по данной валюте. Мало ли чего там Сбер или другой банк предполагают в своих коммерческих интересах.
Где злоупотребление? Можно поподробнее позицию изложить?