Даже когда в экономике все плохо, любая власть устроена так, что пытается найти что-нибудь хорошее и выставить это своим достижением. В России таким «хорошим» стала инфляция. Действительно ли она у нас такая низкая? Чем полезна и чем вредна? Попробуем разобраться.
17 февраля на совещании по экономическим вопросам Владимир Путин сообщил, что инфляция в стране преодолела психологическую отметку в 5% годовых. «В этом году устойчивое снижение инфляции продолжается, в феврале этого года показатель в годовом выражении пробил психологическую отметку в 5%, стал ниже, на 13 февраля это уже 4,72%», — сказал президент. До этого на встрече с министром экономического развития Максимом Орешкиным глава государства призвал министерство вместе с правительством и ЦБ постоянно работать над снижением инфляции. Тут самое важное — слово «постоянно». Потому что, как мы с вами вскоре убедимся, в новейшей истории России уже бывали моменты, когда инфляция казалась властям (но не нашим кошелькам) низкой и почти побежденной. Но потом внезапно, хотя и закономерно, опять взлетала до небес.
Чтобы понять, насколько остра проблема роста цен для России, достаточно вспомнить, как они менялись с 1991 по 2016 год.
Во-первых, пока не было случая, чтобы по итогам хотя бы одного года цены подскочили меньше чем на 5%. Абсолютный рекорд низкой годовой инфляции был установлен как раз в 2016 году — он составляет, по данным Росстата, 5,38%.
Во-вторых, четыре раза за это время годовая инфляция в России была трехзначной: в 1991 (160,4%), 1993 (840%), 1994 (214,8%) и 1995 (131,6%) годах. А в 1992 году, сразу после распада СССР и начала рыночных реформ, спасших страну от тотального физического голода, рост цен был вообще четырехзначным и рекордным — хотелось бы верить, даже не на ближайшие десятилетия, а на века (2 508,8%).
В-третьих, в российской истории были моменты, когда государству казалось, что оно наконец добилось относительно низких темпов роста цен, счастье так близко. Но, как написал когда-то один мой знакомый системный администратор в служебном письме после очередного падения сервака, «реальность оказалась не на нашей стороне». В частности, в 1996 году рост цен в России замедлился в шесть с лишним раз по сравнению с 1995-м и составил «всего» 21,8%. Когда в 1997-м цены за год поднялись на смешные — по меркам прежних лет, разумеется, — 11%, появилась надежда, что по крайней мере с этой экономической проблемой государство начинает справляться. Не тут-то было. В 1998-м грянул новый кризис, и цены взлетели сразу на 84,5%.
После этого темпы роста цен в России, оставаясь высокими по меркам ведущих мировых экономик, неуклонно падали восемь лет подряд. По итогам 2006 года впервые с момента распада СССР была достигнута однозначная инфляция — 9% годовых. Но уже в 2007-м — еще до глобального экономического кризиса — она опять стала двузначной (11,87%). После роста в 2008 году — тут уже из-за кризиса (13,28%) — инфляция в России снова неуклонно стабильно падала в течение пяти лет. Причем в 2011 году был достигнут результат 6,1%, который внушал оптимизм стране, еще помнившей годовую инфляцию, превышавшую 2 000%.
Но тут случился 2014 год с его известными «геополитическими шоками», и цены снова воспарили. В результате два года подряд годовая инфляция была двузначной и возвращала нас к началу 2000-х (даже превышая ту, которая отмечалась в 1997-м).
Итак, нам до сих пор не удавалось добиться стабильной инфляции. Она все время была галопирующей, не давая ни населению, ни бизнесу понять, чего ждать от цен даже в самое ближайшее время. В такой ситуации трудно что-то планировать.
Нельзя сказать, что инфляция в постсоветской России когда-либо была низкой на самом деле. Наш рекорд, напомню, 5,38% годовых. Давайте сравним этот показатель с уровнем других стран — Зимбабве и Венесуэлу в расчет не берем, вряд ли мы хотим соревноваться со странами, где нет туалетной бумаги, зато такой бумагой может служить стремительно обесценивающаяся национальная валюта. (В Зимбабве и вовсе на несколько лет отказывались от своей валюты в пользу доллара США, но потом опять вернули.) Итак, возьмем, скажем, страны БРИКС. В Бразилии инфляция за 2016 год составила 6,29% (выше, чем в России, но Бразилия, как и Россия, переживает затяжной экономический спад). В Индии — 2,97%, в Китае — чуть больше 2% (точных данных пока нет).
Инфляция в России все еще существенно выше и чем в ведущих мировых экономиках. В США она составила по итогам 2016 года (декабрь к декабрю) 2,07%, в Англии — 1,6%, в Германии — 1,68%, в Японии — 0,39%, во Франции — 0,61%. Более того, наша личная бытовая инфляция, мы это прекрасно чувствуем, всегда выше официальной. Вот и в 2016 году коммунальные услуги и массовые продукты питания, основные статьи расходов подавляющего большинства российских семей, подорожали явно сильнее, чем на 5%. Более того, эта наша личная инфляция очевидно остается двузначной.
Опять же одно дело, когда у вас низкая инфляция при экономическом росте и увеличении реальных доходов населения, и совсем другое — когда в стране экономический спад и доходы людей снижаются, как это происходило в 2014—2016 годах в России. У наших людей просто слишком мало денег, чтобы сильно росли цены.
Тем не менее критики Банка России, которые упрекают регулятор в нежелании снижать ключевую ставку (она у нас теперь уже вдвое выше годовой инфляции), не учитывают одного важного обстоятельства. В России экономика ни разу не росла сильнее, чем инфляция. Хотя потребительский спрос, безусловно, был одной из главных причин затухающего, но все же роста экономики в начале 2010-х, во все остальные годы экономика росла (когда не падала) только благодаря повышению мировых цен на энергоносители. Однако уже в 2013 году наша экономика напрочь утратила способность расти вслед за нефтью. Ей понадобился инвестиционный бум, но руководство страны выбрало другой путь. Без долгосрочно низкой инфляции никаких дешевых денег и однозначных ставок по кредитам в стране не будет.
Поэтому претензии в адрес ЦБ по поводу того, что регулятор настаивает на необходимости сбить инфляцию до 4% годовых и долго держать ее на таком уровне, а не накачивать экономику дешевыми деньгами, вряд ли основательны. Вот и президент понимает: пока в России не будет стабильно низкой инфляции, об устойчивом экономическом росте можно забыть. Тем более мы уже видели, что даже 4% годовых — не такая уж низкая инфляция, если сравнивать ее с китайской, американской или евросоюзовской.
Важно отдавать себе отчет в том, что низкая инфляция — необходимое, но недостаточное условие экономического роста. Нужны инвестиции. Нужен растущий потребительский спрос. Нужно доверие бизнеса и граждан государству, от которого все время ждут подвоха, и оно редко обманывает эти ожидания. В России инфляция пробивает психологические отметки только потому, что население психологически вернулось к вековой привычке сберегать на черный день. Просто этих «черных дней» или их призраков в последние годы у нас было слишком много.
Так что пусть в России наконец будет стабильно низкая инфляция, а экономический рост приложится. И котиков вам в ленту.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Категорически согласен ...
Более того, обьявленная инфляция в 5,38% - это что-то из области галюцинаторного бреда, а не реальная инфляция ...
Поэтому претензии в адрес ЦБ по поводу того, что регулятор настаивает на необходимости сбить инфляцию до 4% годовых и долго держать ее на таком уровне, а не накачивать экономику дешевыми деньгами, вряд ли основательны.
Позволю не согласится в том, что удержание "низкой" инфляции - это один из инструментов ЦБ, для повышения экономического роста. Если бы финансовые власти были заинтеросованы в росте экономики и увеличении благосостоянии граждан, то была бы предложена какая-либо модель для внедрения рыночной экономики в стране. По факту же мы имеем одни имитации. То есть можно предположить, что властям все равно, есть он там этот рост ли нет ...
Главная цель нынешней экономической модели - это экономия бюджетных средств. И здесь художественное рисование "низкой" инфляции выступает основным инструментом. При реальной инфляции в 25-50% нарисовать допустим любую цифру, ну например 5,38% и на эту цифру проиндексировать пенсии, зарплаты бюджетникам, социальные расходы и т.д., что по факту даст экономию бюджета в десятки процентов ...
Тридцать лет назад булка хлеба стоила 0.24р, сейчас (если забыть деноминацию) 24000р. Увеличение цены в 100 000 (сто тысяч) раз. Вот это реальный показатель эффективности работы отдельной группы товарищей на благо Родины.
Вы утверждаете, что инфляция в России составляет 5.38%. Как получилась эта цифра - вы можете показать? Хотя бы приблизительно. Не надо про "сложную формулу, включающую в себя стоимость абрикосов в Магадане и носков в Иваново". Давайте что-нибудь более простое, стоимость хлеба умножаем на стоимость яиц, делим на килограмм масла и вычитаем количество дней в году - получаем инфляцию за год. Я к чему клоню? Никто не знает, как Росстат считает инфляцию, но с конечными цифрами все носятся как с писаной торбой, а некоторые в результате получают нехилые премии.
Или вы скажете, что Росстат - как жена Цезаря и нет причин не доверять цифрам? Ха-ха-ха три раза. Вы же знаете, если речь касается денег - появляются и тетрадки, и забалансовые вклады, и еще 100500 способов исказить реальность в отчете. В Росстате работают другие люди?
А в целом... Слов много, а суть проблемы то гораздо короче. Просто главная цель вовсе не благосостояние народа. В Большой Семье Первого Президента выросло целое поколение долларовых миллиардеров мутной прихватизации народной собственности, в Кооперативе Второго продолжает расти толпа миллиардеров. Под громкие фанфары и маленькие войны эти люди тихо решаю свои насущные задачи. А тупые граждане смотрят 1-й канал и радуются, что нет большой войны.