Платишь? Поплатишься!

Дата публикации: 07.03.2017 00:00
18 966
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Жалобы клиентов на массовые блокировки счетов — предвестник большой проблемы. Борьба с сомнительными банковскими операциями сама становится все более сомнительной операцией. Беда в том, что новые финансовые технологии, вопреки желаниям государства, уменьшают, а не увеличивают контроль за платежами.

Когда я прихожу в какое-нибудь московское отделение Сбербанка — а делаю это в силу личных привычек и профессиональной необходимости достаточно часто, — почти всегда вижу такую картину: двое или трое менеджеров офиса спрашивают друг у друга, «где печать». Для кредитной организации, чье руководство едва ли не больше всех в России говорит о технологической революции, которая буквально в ночь с завтра на послезавтра уничтожит наличные платежи, карты, сами офисы и классические банки как класс, эти поиски обычной печати выглядят глубоко символично. А символизируют они сложность жизни, которая не устраняется линейным технологическим прогрессом. Блокчейн блокчейном, а старую добрую печать на платежку ставить положено.

Желание государства «более лучше» контролировать платежи — из-за непрекращающегося банкопада и во имя борьбы с незаконным вывозом капитала из России — вступает во все более кричащее противоречие с технологическими возможностями банков и самим устройством повседневной жизни. Главной причиной резко участившихся жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства стали как раз попытки банков выявлять подозрительные операции автоматически. Причем больше 80% жалоб поступают на Сбербанк — тупо потому, что он самый крупный и его программа-робот, определяя сомнительность или, напротив, нравственную безупречность конкретного банковского платежа, ошибается чаще.

В основном, как написал «Коммерсант», клиенты жалуются на три проблемы: блокировку карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. Подталкивая людей к отказу от наличных и дистанционным банковским услугам и одновременно желая уследить за постоянно увеличивающимися объемами и количеством трансакций, банки делают удобное неудобным. Причем срок рассмотрения документов при неправильной, по мнению клиента, блокировке счета — от двух до пяти. Не минут и не часов, а рабочих дней. А иногда кровь из носу важно, чтобы платеж прошел уже сегодня или даже прямо сейчас. К тому же и после рассмотрения банк может отказать вам в разблокировке счета с формулировкой «документы не объясняют экономического смысла операций». А то, что этот смысл не понял робот, который действует по стандартному алгоритму и заложенной в него программе, банк не колышет.

Дороги современных платежных технологий и государства, старающегося контролировать все платежи, активно покушающегося на остатки банковской тайны, стремительно расходятся в разные стороны. В России действует известный антиотмывочный 115-й ФЗ, он обязывает банки проверять все операции на сумму от 600 тыс. рублей и выше. Но люди жалуются на блокировки гораздо более маленьких сумм. Поскольку, во-первых, само государство так и не определило четко и ясно на уровне закона или хотя бы инструкции ЦБ, что такое «сомнительные операции». Нет официальных критериев. Во-вторых, роботы за человека безошибочно такую работу никогда не сделают. Но при этом и человек перестает справляться: слишком много платежей.

К тому же платежи без посредников, к чему стремится финансовый прогресс, делают процесс установления сомнительности банковской проводки еще более трудным. А любая случайная ошибка настраивает счастливого обладателя заблокированного счета против конкретного банка или даже против банковской системы в целом. И заставляет искать способы обхода этих нелепых, а иногда прямо болезненных для него финансовых капканов.

Специальная программа-робот, которая сортирует операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их, не поспевает за всей сложностью мира. При этом люди меняются медленнее гаджетов и технологических прибамбасов — нам свойственно желание не только обмануть, но и сделать что-нибудь максимально удобно для себя. Если банки хотят сохранить конкурентоспособность, они не должны превращаться в барьер на пути абсолютно законных платежей.

Это не значит, что в Сбербанке и через 30 или 100 лет операционисты обязательно будут все так же искать друг у друга заветную печать. Попытки искусственно повернуть прогресс вспять — а человечество в этом деле большой мастер — никогда и нигде ничем хорошим не заканчивались. Это значит, что государству и финансовым институтам придется искать юридический и технологический баланс между желанием «заглянуть в глаза» каждому отправителю или получателю платежа и правом людей расплачиваться так, как им удобно.

В этом смысле никакие финансовые технологии, похоже, не сделают наши платежи принципиально удобнее и безопаснее, чем сейчас, а жизнь государства спокойнее. Потому что с помощью роботов и гаджетов расплачиваются или не дают другим это сделать все такие же несовершенные белковые существа. Люди. Мы с вами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

SideX
07.03.2017 03:50
"во-первых, само государство так и не определило четко и ясно на уровне закона или хотя бы инструкции ЦБ, что такое «сомнительные операции». Нет официальных критериев. Во-вторых, роботы за человека безошибочно такую работу никогда не сделают. Но при этом и человек перестает справляться: слишком много платежей."

В-третьих, если не в-нулевых, поскольку это самое главное, в России принято выслуживаться перед начальством. Клерки перед технарями, технари перед менеджерами высшего звена (тут спелл-чекер предлагает заменить написанных мной с ошибкой "менедеров" на "мародёров"), менеджеров высшего звена перед Грефом, Греф и Росфинмониторинг перед Путиным, который этот закон и придумал. Равно как и сам Росфинмониторинг подчиняется лично ему, а ни какому ни ЦБ или ФСБ. Такие дела.

И ни кого ситуация не смущает.

Вон в ПейПеле тупо ввели лимит для каждого пользователя в 550 000 деревянных на транзакцию и никаких претензий и всё автоматизировано по самое.

Почему западный опыт и подходы копировать никто не хочет?! Гордыня не позволяет? Все хотят избрести велосипед и выслужиться.

В Авангарде (якобы самом технологичном) рассылают письма бумажной почтой(!) (с уведомлением о доставке) требования подтвердить платеж задним числом и на гораздо меньшие суммы! На мой законный вопрос почему не от 600-ста тысяч я внятного ответа от несчастной операционистки не получил, когда привез эти самые документы ей на отсканирование на месте.

Под боком у ЦБ уже почти ровно 20 лет действует самая крутая и наглая отмывочная сеть в мире под названием Webmoney (Биткойн и рядом не валялся), официально запрещенная, кстати, в Германии и США, а они отзывают лицензии у "проблемных банков"
6

Валдаец
07.03.2017 10:48
Если это будет продолжаться такими темпами, то логично, что пострадавших станет больше. Логика то простая у людей, они не роботы. Один раз мой платеж не прошел, второй раз... А ну его на фиг этот банк - Вестерном переведу или вообще не поленюсь кэшем отвезу (если в одном городе). А потом будет востребована услуга по перевозке денег в другой город....
Обратно в 90-е годы 19 век. Прогресс однако...
9

dtytlbrn
07.03.2017 11:23
Электронный колпак над каждым и тотальное стукачество посредством электронных технологий действительно процветают и приносят теневые доходы. Привожу свой пример. По некоему секретному "исполнительному производству" Сбербанк арестовал мой пенсионный счет и списал с социальной карты 2500 рублей за якобы неоплаченный штраф за неоплату парковки. На самом деле и этот, и другие 2 штрафа были своевременно мною давно оплачены. Более того, банк выдал подтверждение успешного прохождения всех платежей. Т.е. я за одно и то же платила дважды, первый раз -законопослушно добровольно, второй раз такую же сумму списали принудительно с помощью ареста. Т.е. ограбили. На каждом моем платеже паразитировали 7 структур: 1) банк, в котором я оплатила штраф, 2) казначейство, 3) ГИС ГМП, 4) АМПП, составившее акт о непоступлении штрафа и направившее дело в суд, 4) судья, не известившая меня о процессе и не исследовавшая правомерность обвинения, принявшая решение о взыскании, 5) служба судебных приставов, вообще ничем не заморачивающаяся, 6) ПФР (соглядатай моих банковских счетов через чипирование СНИЛСом, 7) банк - держатель ограбленного счета карты и "банковской тайны". В моем случае 1) и 7) – это один и тот же Сбербанк. На этапе 1) он (люди) подтверждает, что я успешно оплатила штраф, деньги ушли в казначейство а информация - в ГИС ГМП; на этапе 7) он же (робот) все это опровергает действием - безакцептным списанием. Причем каждая из 7 структур-паразитов имеет возможность проводить проверку фактов (оплаты, поступления-непоступления платежей). Но при таком количестве паразитов, любые электронные процессы превращаются профанацию, кончающуюся банальным грабежом с помощью ареста безнала. Однако, этот дурдом участникам законного ограбления очень выгоден. . Чтобы понять масштаб грабежей, - зайдите на сайт приставов в раздел "отзывы и комментарии" http://ru.esosedi.org/RU/MOS/10000216...entsPage=2 Приставы не имеют возможности отвечать по телефону, т.к. непрерывно ведут прием несчастных, решившихся приехать в район Голицыно Большие Вяземы лично отстаивать свои честь и достоинство (поедет не каждый, т.к. тьмутаракань, и для того, чтобы вернули украденные Сбербанком 2500 руб. придется потратить значительно больше). Спасибо автору статьи – наиживотрепещущая тема.
12

Gurin.s.a
07.03.2017 11:39
Не держите деньги на карточных счетах (и на обычных тоже) в банках. Имейте только кредитку (на ней не ваши деньги, если что). И тогда с вас ничего не спишут
А если спишут с кредитки - вот пусть банк и заморачивается.
2

rand
07.03.2017 12:12
Внесудебные блокировки счетов противоречат конституции и должны быть запрещены.
5

Обучение

Материалы по теме