Вклад на замке: бить ли тревогу в связи с сообщениями о новых блокировках счетов граждан

Дата публикации: 14.06.2019 00:03
57 213
Время прочтения: 1 минута
Источник
Banki.ru

1. Что произошло?

Что произошло?
Банки нашли новые основания для блокировки счетов россиян — кредитные организации стали интересоваться, откуда у клиентов средства на открытие депозита и как они собираются тратить их после. Об этом [сообщила](https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10898495) газета «Известия», сославшись на проблемы вкладчиков Сбербанка и Московского Кредитного Банка. В публикации упоминаются два человека, которые получили подобные требования от банков, но лишь один из них столкнулся именно с блокировкой счета.

2. Что говорят в банках?

В Сбербанке и МКБ не отрицают, что такие ситуации возможны. Кредитные организации ссылаются на обязанность соблюдать 115-ФЗ — закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Впрочем, конкретные случаи, которые упоминались в публикации, банки не прокомментировали.

3. Блокировки по этой причине — массовое явление?

В Сбербанке и Московском Кредитном Банке не пояснили, как часто принимаются ограничительные меры в рамках 115-ФЗ по отношению к вкладчикам. Большинство игроков, опрошенных Банки.ру, также не раскрыли, можно ли считать такие блокировки массовым явлением. В Райффайзенбанке сообщили, что не наблюдают всплеска подобных «ограничительных мероприятий». «Даже в случае выявления подозрительной операции речь идет об отказе в ее проведении, но не о блокировании счета клиента», — заверили в МКБ. Мера по блокировке счета применяется крайне редко, сообщили в пресс-службе Альфа-Банка. «В основном, когда говорят о блокировке счета, речь идет о блокировании удаленного доступа (мобильный и интернет-банк, пластиковые карты). То есть клиенту, чтобы совершить операцию, надо прийти в отделение с бумажной платежкой. Логика в том, что личный визит клиента позволяет прояснить ситуацию на месте», — пояснили в кредитной организации.

4. Это действительно новая практика?

Увы, нет. Банки и раньше запрашивали у клиентов документы о происхождении денежных средств. Один из таких случаев даже дошел до Верховного суда — клиент оспаривал отказ кредитной организации выдать средства из-за подозрения в «сомнительных операциях». Спор между гражданином и Сбербанком начался в 2016 году и закончился победой кредитной организации (дело № 78-КГ17-90). На форуме Банки.ру можно обнаружить аналогичные [жалобы](https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=61&TID=345058) клиентов за последний год. Причем пользователи сообщали и о требованиях банков раскрывать планы по расходованию средств после закрытия депозита.

5. Почему банк может заблокировать счет и не отдать вклад?

Почему банк может заблокировать счет и не отдать вклад?
Согласно 115-ФЗ, любая кредитная организация обязана попросить у клиента разъяснений, если его трансакции вызывают подозрения. «Критерии необычных операций определяются Банком России, информация о критериях находится в публичном доступе. Пороговые суммы операций и критерии отбора, применяемые банками, не могут раскрываться в силу законодательных требований», — подчеркнули в Сбербанке. Перечень признаков, которые указывают на сомнительный характер трансакций, содержится в положении Банка России № 375-П. В документе можно обнаружить как минимум четыре пункта, которые касаются снятия средств с вклада. Например, такой: «Зачисление (регулярное зачисление) на депозит (депозиты) клиента — физического лица со счета (счетов), открытого (открытых) этому физическому лицу в другой (других) кредитной организации (кредитных организациях), крупных сумм денежных средств с последующим снятием этих средств в наличной форме». Такой формулировкой можно описать даже безобидную операцию, которую клиент совершает без злого умысла.

6. Банк имеет право требовать пояснений, как клиент собирается тратить деньги с депозита?

Да, по тем же основаниям. Снятие наличных денежных средств с депозита — это тоже банковская операция, говорит адвокат Владимир Ефремов. Он, однако, замечает, что в данном случае банки расширительно толкуют 115-ФЗ.

7. Какие подтверждающие документы может потребовать банк?

Для проверки происхождения средств клиента банк может попросить его раскрыть источники дохода — допустим, показать справку о доходах по форме 2-НДФЛ или 3-НДФЛ. «Документами, подтверждающими источник происхождения средств, могут являться, например, договоры об оказании услуг, дарения, иные документы, в зависимости от конкретной ситуации», — пояснили в Сбербанке. Подтверждением также могут считаться договоры продажи чего-либо, договоры займа, кредита, сведения о принятии наследства или выигрыша в лотерею, перечисляет Владимир Ефремов. Если средства много лет хранились на разных вкладах, а потом были перечислены на один, то можно предъявить старые договоры об открытии депозитов, а также расходные кассовые ордера, которые выдаются при снятии денег со счетов. «Когда физическое лицо просят объяснить происхождение средств, дают бланк, который можно заполнить в свободной форме. Полагаю, что такое же заявление можно составить, если банк просит разъяснений о расходовании денег с депозита. Самый разумный ответ в такой ситуации: «Снимаю средства для хранения наличных», — говорит Ефремов.
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Да журналисты "великих Известий" умолчали о том, что банки потребовали объяснить источник средств не просто для “вклада”, а специального вклада, со специальной опцией для VIP или корпоративных клиентов. Такой вклад можно получить переводом в другой банк или по доверенности.

То есть вы кладете некую сумму в Сбербанк, по окончании срока он автоматически переводит вклад, например, в СМП-банк, где по доверенности его получает некий гражданин. Обычно этой опцией пользовались чиновники, так они получали взятки.
24

ETeslenko
14.06.2019 02:57
Ну вообще некую анкету с указанием источника денежных средств, размещаемых во вклад, банки делают довольно давно. Ставишь отметки, где считаешь нужным, и всего делов, на том все и заканчивалось, проформа жеж. Но вот если сейчас массово начнут требовать подтвердить источник денежных средств, то это, конечно, засада. Потому как граждане у нас редко хранят документы более года (если у гражданина были долгоиграющие вклады в разных банках до этого). Банки могут сейчас использовать эту недальновидность нам во вред, себе - на пользу ради очередной "галочки" об исполнении 115-ФЗ ...
5

s.v.v
14.06.2019 06:06
Еще в 2015 году, при попытке закрыть вклад досрочно меня удивили до глубины души вопросы типа "на какие цели вы хотите снять свои деньги?" . Банку такая бдительность не помогла, через год отозвали лицензию.
Сейчас начнут массово блокировать по принципу - поделись, и я верну твои деньги. Т.е узаконеный рекет. Бандитские 90-ые обличенные в закон.
Нужно уже прекратить удивляться чему то в этой стране...
48

Jeca
14.06.2019 08:33
Банк имеет право требовать пояснений, как клиент собирается тратить деньги с депозита?
Да, по тем же основаниям. Снятие наличных денежных средств с депозита — это тоже банковская операция, говорит адвокат Владимир Ефремов. Он, однако, замечает, что в данном случае банки расширительно толкуют 115-ФЗ.

Да ну? На каких тех же основаниях? Очень бы хотелось узнать обоснование слов данного адвоката, может быть автор статьи его не так поняла. В 115-ФЗ ничего не говорится на тему целей будущего использования денежных средств физическим лицом.
Бывает, что в банках действительно задают такой вопрос. Но далеко не всегда в рамках 115-ФЗ как вдруг начали считать СМИ, а с целью, например, предложить положить поступившие деньги (или их часть) на депозит.
14

9066496087
14.06.2019 09:22
Пролистал Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П (особо внимательно пп. 4,3-4,6 и Приложение). Нигде не нашел про цели снятия (только зачисление и перечисление систематических сумм и/или сумм более 600 тыс. руб.).
Это просто вопрос для уговора оставить деньги в банке. Такой же, как, например, вопрос о времени или как пройти. Соответственно и относиться к нему надо также (хочу отвечаю (что хочу), хочу - нет). Будут настаивать - пусть покажут где написано. Секретно? Жалоба-с (если лень написать, что снимаю на реализацию личных (секретных) планов)!
6

Обучение

Материалы по теме