Вместо встречи. Как будет устроен маркетплейс финансовых услуг на Банки.ру

Дата публикации: 21.07.2020 00:00 Обновлено: 22.07.2020 14:24
24 835
Время прочтения: 1 минута
Источник
Banki.ru

1. Что произошло?

Что произошло?

Президент России Владимир Путин подписал два закона о финансовых маркетплейсах, которые позволят всем гражданам сравнивать и покупать банковские, страховые и инвестиционные продукты дистанционно и в одном месте. Проще говоря, теперь житель Иркутска сможет открыть вклад в московском банке, купить страховку или вложиться в паевой инвестиционный фонд, даже если офиса компании нет в радиусе 1 тыс. км. В перспективе маркетплейсы позволят брать кредиты и даже оформлять ипотеку без визита в отделение банка.

2. Что такое маркетплейсы?

Маркетплейс — это экосистема, электронная платформа-супермаркет, на которой пользователи могут получать услуги банков, страховщиков и других финансовых организаций дистанционно, независимо от своего местонахождения и формата 24/7. На передовой в этой системе находятся площадки-агрегаторы, так называемые витрины, где будут представлены доступные для покупки продукты. Сами финансовые сделки будут проходить через операторов. Например, оператором универсальной платформы по вкладам и кредитам, ценным бумагам, продуктам управляющих и страховых компаний станет Московская биржа, по ПИФам — специализированный депозитарий «Инфинитум», по облигациям — «ВТБ Регистратор», по ипотеке — «ДОМ.РФ». Последним звеном в этой цепочке выступят сами банки, страховые и инвестиционные компании, желающие продавать свои продукты через маркетплейс.

3. Как Банки.ру участвует в работе маркетплейса?

Банки.ру — это один из финансовых супермаркетов — участников проекта Центробанка. На сайте и прежде можно было сравнивать и выбирать наиболее выгодные вклады, кредиты или страховки. В скором времени после принятия закона их можно будет оформить прямо на портале Банки.ру.

4. Когда заработают маркетплейсы?

Участникам маркетплейса понадобится около двух месяцев на полноценный запуск системы. Так, на Банки.ру и платформе Мосбиржи пилотный проект заработает 1 сентября для ограниченного круга клиентов, полноценный запуск для всех пользователей планируется в октябре. Стартует маркетплейс с вкладов. «Есть рабочие группы и по другим продуктам, например ипотеке. Но вклады идут вперед всех, потому что на запуск этой платформы был запрос от Госдумы. Как только вклады пропилотируются, остальные направления масштабировать уже не так сложно», — рассказывает директор по развитию бизнеса Банки.ру Роман Халанский.

5. Как открыть вклад через маркетплейс?

Разберем, как будет выглядеть процесс оформления вклада через Банки.ру. Клиент заходит на сайт супермаркета и выбирает в каталоге понравившийся ему депозит из тех, что можно открыть онлайн. Затем он переходит в личный кабинет Мосбиржи для завершения оформления вклада. Здесь он проходит аутентификацию через «Госуслуги», и заявка на вклад направляется в банк. Если клиент впервые открывает вклад через маркетплейс, биржа-оператор направит к нему курьера для подтверждения личности. В следующий раз при открытии вклада дистанционно визит курьера не потребуется. После идентификации клиент сможет пополнить свой вклад, используя сервис Московской биржи (номинальный счет) с гарантией зачисления денежных средств во вклад. В дальнейшем планируется использовать Систему быстрых платежей и карточные переводы. С этого момента вклад считается открытым, биржа уже самостоятельно перечислит средства кредитной организации. Приходить в отделение банка или скачивать его приложение не понадобится. Увидеть информацию о своих вкладах можно будет в личном кабинете, зайти в который можно как через сайт Мосбиржи, так и посредством Банки.ру.

6. Продукты каких банков можно будет оформить на маркетплейсе?

Банки, страховые или инвестиционные компании должны будут присоединиться к проекту, чтобы пользователи смогли оформлять их продукты дистанционно через маркетплейс. Но уже сейчас можно предположить, что система будет востребована. К меморандуму о сотрудничестве уже присоединились более 20 банков, рассказывает Роман Халанский. Среди них — Газпромбанк, Промсвязьбанк, «ФК Открытие», Совкомбанк, Россельхозбанк, Росбанк, Тинькофф Банк, «Уралсиб» и другие.

7. Где будут храниться данные?

Где будут храниться данные?

Банки.ру как витрина не станет хранить персональные данные пользователя. Информация о нем будет находиться у банка, продавшего тот или иной продукт, и оператора платформы, то есть у Мосбиржи, если речь идет о вкладах.

8. А это безопасно?

Банк России предоставил довольно жесткие требования к IT-безопасности системы маркетплейса. К тому же риски мошенничества сведены к минимуму благодаря двухуровневой идентификации (через «Госуслуги» и проверку курьером). Изначально в проекте планировалось задействовать возможности Единой биометрической системы (ЕБС), но поскольку это тормозило принятие закона о маркетплейсе, было решено стартовать без биометрии. Как поясняли в ЦБ, вопрос применения биометрии будет решен в рамках законопроекта о расширении возможностей ЕБС, который готовится к рассмотрению во втором чтении. Что касается сохранности средств при возможном отзыве лицензии у банка, здесь также сработает страховка от АСВ. В этом смысле рисков даже меньше, поскольку информация об открытых вкладах будет дублироваться в Национальном расчетном депозитарии (НРД, входит в группу Мосбиржи), то есть возможность «тетрадочных» вкладов полностью исключена. Информация, хранимая в реестре депозитария, будет обладать статусом «золотой записи», что позволит потребителю иметь юридически значимое подтверждение сделки при отсутствии бумажных договоров. Потребитель финансовых услуг может видеть информацию обо всех заключенных им сделках на портале Госуслуг по принципу «одного окна». По запросу на портале клиенту будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Идентификацию обеспечивает некий курьер. А ответственность за операции клиента перед финмониторингом несет банк, чьим сотрудником курьер не является. Если возможная ошибка курьера или хуже того, сознательное злоупотребление, никак не напрягает перечисленные банки, то удачи им в работе.
2

омут
21.07.2020 10:53
Единая база вкладов может и хорошо, но нужно решать проблему монопольного сговора, в результате которого предлагаемые к открытию вклады будут в одинаково низком диапазоне ставок.
1

НеПётрНеПравдин
21.07.2020 12:20
Чьи-либо жёсткие или не очень требования никак не предотвращали махинации ни в отношении клиентов, ни в отношении банков.
0

abvgdeyka
21.07.2020 14:47
А где ответы на самые банальные вопросы по вкладам:
1) Что происходит после окончания вклада?
2) Как закрыть вклад через маркетплейс?
3) Как бесплатно открыть вклад на крупную (>100 000) сумму.
2

омут
21.07.2020 15:53
abvgdeyka пишет:
А где ответы на самые банальные вопросы по вкладам:
1) Что происходит после окончания вклада?
2) Как закрыть вклад через маркетплейс?
3) Как бесплатно открыть вклад на крупную (>100 000) сумму.

Попробую предположить очевидное.
1) Видимо, деньги переводятся на текущий счет в банке. Возможно, этот момент будет обговариваться в договоре вклада.
2) Закрываться будет уже не через маркетплейс, а через интернет-банк.
3) А что, открытие вкладов, особенно более 100тыс, платное? Здесь уместнее задать вопрос, как потом получить наличные.
0

Обучение

Материалы по теме