Потерять долларовые накопления на общих фондах. В четвертом эпизоде подкаста финансовый советник Наталья Смирнова рассказывает свою историю, как в 2008 году лишилась круглой суммы.
Наталья стала лучшим финансовым советником в Европе 2015, 2016 и 2018 годов по версии престижной международной премии в области финансов Global Financial Planning Awards.
Пристроила 1 тысячу долларов в ОФБУ
В 2004 году Наталья задумалась, куда бы пристроить свои доллары, и решила вложить их в российский и зарубежные фондовые рынки. Тогда в нашей стране было еще сложно инвестировать в активы за границей. Она это сделала через Общие фонды банковского управления (ОФБУ) Юниаструм Банка, вложилась в развивающиеся рынки — ЮАР, Бразилии, Индии и Китая. Рынки этих развивающихся стран тогда показывали сумасшедшую доходность, и Наталья держала там деньги до 2008 года.
ОФБУ доживают сейчас последние дни на российском рынке, а в конце 1990-х — начале 2000-х это было достаточно интересное явление, вспоминает Наталья. Считалось, что это аналог ПИФов, которыми управляли банки. Хотя так их называть было бы неправильно, регулирование ими было кардинально другим. Паевые инвестиционные фонды регулируются достаточно жестко, тогда как ОФБУ регулировались одной инструкцией ЦБ. По сути, это письмо-инструкция гласило: «Можете инвестировать куда угодно и сколько угодно, только не более 15% в активы одного эмитента». Такое регулирование позволяло использовать очень рискованные стратегии, что в итоге привело к тому, что фонды Юниаструм Банка не сумели восстановиться после обвала рынка в 2008 году. Еще один провал ОФБУ — другого банка — произошел в 2010 году, после чего ЦБ решил закрыть постепенно эти фонды. Поэтому с 2013 года новые ОФБУ больше не регистрируют.
Открыла свой бизнес за месяц до мирового кризиса
«В 2008-м мне пришла в голову светлая мысль начать собственный бизнес», — рассказывает Наталья. Она забрала все деньги из фондов (а их было порядка 5 тыс. долларов) и открыла свою фирму в августе 2008 года. Все было замечательно. А в сентябре банкротится Lehman Brothers, рынок падает, и Наталья решает 1 тыс. долларов снова вложить в ОФБУ тех же развивающихся стран. Она была уверена, что, даже если не угадала момент достижения «дна», все равно через год-два все будет в порядке. Но не сложилось…
Выяснилось, что внутри этих фондов была пирамида РЕПО. Проще говоря, внутри ОФБУ были не акции бразильских, китайских или индийских компаний, а на очень маленькую сумму производные финансовые инструменты (опционы и фьючерсы) и на большую сумму — обязательства самого брокера «ЮТрейд» (связанного с Юниаструм Банком), который приказал долго жить. Он не сумел расплатиться по обязательствам — это были векселя, которые к тому же были перезаложены и куплены снова. Инвесторы об этом ничего не знали, потому что не было требований детального раскрытия состава портфеля.
Эта история закончилась для Натальи плачевно. Она, как и все остальные инвесторы, потеряла все вложенные деньги — около 1 тыс. долларов.
А те деньги, которые Наталья вложила в ПИФы на российском рынке, принесли доход. Она инвестировала в классические ПИФы российских акций, которые после падения в 2008-м восстановились и показали хорошую доходность в 2009 году.
А что с эмоциями?
Наталья Смирнова: Мне было тогда немногим более 20 лет, и у меня впереди была целая жизнь...
Конечно, не очень приятно было начинать свой бизнес финансового консультирования с собственного провала. Но, с другой стороны, я решила, что это знак — собственный бизнес нужно начинать с провала, для того чтобы быть максимально аккуратной в рекомендациях клиентам. А ОФБУ больше не появлялись — ни в моем портфеле, ни в портфеле моих клиентов.
Как же избежать провалов из-за недобросовестных брокеров?
Историй, подобных моей, великое множество. Чтобы избежать их, нужно диверсифицировать портфель. Вот, к примеру, в этом году (26 марта 2021 года. — Прим. ред.) произошел крах американского фонда Archegos Capital Management. Он показывал фееричную доходность, но, как оказалось, фонд инвестировал в китайский рынок с использованием не менее сумасшедшего плеча. И в итоге фонд не сумел расплатиться с банками, предоставившими это плечо, — Credit Suisse и Nomura. Акции этих банков до сих пор лежат плашмя. Дело в том, что Archegos Capital Management — это хедж-фонд, в котором тоже недостаточно прозрачное раскрытие информации. Так что за потенциально высокую доходность приходится порой платить всеми вложенными деньгами.
Еще пример — российская финансовая группа QBF. У нее были лицензии, и она просуществовала 11 лет. Но в одной ее части, зарубежной, также возникли проблемы. Или, скажем, в немецкой компании Wirecard (платежная система. — Прим. ред.), которая, как выяснилось, подделала отчетность и обанкротилась в 2020 году. Или вспомним, как в 2017 году списывались облигации крупнейших наших банков, которые оказались не в очень хорошем положении. Поэтому нельзя делать ставку на что-то одно — это единственное, что может спасти нас от больших потерь.
Как быть морально готовым к провалам и продолжать инвестировать?
Наталья Смирнова: Думаю, если только человеку не 90 лет, то переживать по поводу провалов не стоит, потому что если вам 50 или 60 лет, то можно еще успеть накопить денег на инвестициях. И конечно же, все зависит от масштабов трагедии. Если человек вложил все свои деньги в одно что-то сомнительное, то это морально может выбить из колеи, особенно если карьера движется к закату. Тогда, безусловно, сложнее пережить потери, но все равно нужно собраться и постараться хотя бы что-то заработать. Если же человек вкладывал не только во что-то одно и это что-то не «выстрелило», то к этому нужно относиться как к опыту. В конце концов, Executive MBA (курс обучения для руководителей. — Прим. ред.) или просто MBA стоит больших денег. Считайте, что сэкономили. Я вот получила за 1 тыс. долларов опыт, который обошелся мне значительно дешевле курса финансового MBA.
Способны ли люди учиться на чужих ошибках?
Наталья Смирнова: Когда я работаю со своими клиентами, то всегда начинаю с примеров собственных проблем, которые были, и с того, как устроен мой портфель. Меня даже называют кроликом-занудой. Да, это неинтересно, драйва нет никакого. Я объясняю, что мой портфель максимально диверсифицирован, что доля стран соответствует их долям от мирового ВВП, что большая часть — это ETF, биржевые фонды, которые следуют за крупнейшими индексами, и т. д. И часто слышишь в ответ: «А где драйв? Где коины?» или «А вот я читал на форуме или в телеграм-канале, что есть такая компания, которая вот-вот получит контракт и потому ее акция обязательно должна «выстрелить». И поэтому поставил на нее все деньги».
Что скажешь такому человеку? Только: «Шарик, ты балбес».
У меня была ситуация, и не раз, когда клиент мечется от стратегии к стратегии и не может сам себе ответить на вопрос, чего хочет достичь. Был, к примеру, клиент, который говорил, что он консерватор и не готов ни к какому риску. Я делаю ему портфель преимущественно из облигаций. А где-то через полгода приходит этот «волшебный» человек и говорит, что у кого-то из его друзей портфель вырос на 30% и что он хочет такого же результата. Я ему объясняю: «Вы консерватор, а у ваших друзей в портфеле, возможно, есть только акции Tesla, к примеру».
Таких ситуаций было немало. Люди часто покупают прошлую доходность. Я бью клиента по рукам (фигурально, конечно) и объясняю, что нельзя на все деньги заходить в прошлую доходность. Нельзя на все деньги купить, скажем, акции Tesla или Moderna — тогда точно можно получить полный провал. Нужно спокойно, тихой сапой идти к своей финансовой цели. Пусть скучно, но аккуратно — и тогда ты к этой цели точно придешь. Клиент соглашается, но в какой-то момент приходит с новой идеей — купить, скажем, акции Activision Blizzard. И что вы думаете? Через какое-то время я вижу, что его портфель на 60% упакован акциями Activision Blizzard. Ну что с этим поделать?
Эпилог
Наташа, как финансовый советник ты не боишься рассказывать про свои ошибки? Клиент ведь может подумать, что ты и ему дашь неправильный совет.
Наталья Смирнова: Мне не страшно, потому что отсеются только неадекватные клиенты. Финансовые советники, неустанно твердящие о своих успехах, встречаются сплошь и рядом. В любой соцсети можно найти фото людей на фоне Lamborghini, с рассказами о том, какие они успешные, сколько в 20 лет купили дорогих квартир, и все больше за пределами России. От таких советников хотела бы отличаться. У меня нет 105 квартир, я езжу на метро, и у меня все инвестировано.
Тот факт, что мой бизнес не пострадал, говорит о том, что я не все деньги инвестировала в один провальный инструмент, а значит, моя финансовая стратегия риск-менеджмента работает.
Мне хочется, чтобы инвесторы знали, что не бывает каждый год 100-процентной доходности. Чтобы они знали, что даже у финансистов, которые работают и 20 лет, и 30 лет, бывают провалы. Я хочу, чтобы от меня ждали реалистичности. Я не гуру с хрустальным шаром, который всегда знает, что будет, и никогда никаких провалов не допускает. Я не знаю, что будет завтра со 100-процентной вероятностью, потому что 100-процентной вероятности не бывает.
Выпуски подкаста об инвестиционных провалах выходят раз в неделю по пятницам. Послушать их можно на «Яндекс.Музыке», Apple Podcasts, в VK, «Google Подкастах», Spotify и на всех других площадках, на которых вы привыкли слушать подкасты.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Музыке», Apple Podcasts, «ВКонтакте» и на других площадках, чтобы услышать все эпизоды первыми!
Комментарии