Клиенты Сбербанка буквально взбунтовались — на официальном форуме кредитной организации все чаще появляются сообщения о нежелании операционистов проводить регулярные платежи через кассу в офисах «Сбера». Сотрудники банка массово «гонят» клиентов к терминалам. По данным источников Банки.ру, это связано с невыполнением плановых показателей по популяризации дистанционных каналов обслуживания.
С конца ноября по меньшей мере с десяток клиентов Сбербанка из разных городов России выразили свое недоумение и возмущение по поводу действий сотрудников кредитной организации. Дело в том, что операционисты отказываются принимать у населения регулярные платежи (
«Сегодня днем, 30 ноября 2012 года, я зашел в отделение Сбербанка России в г. Березовский, ул. Строителей, 4, — пишет на форуме Сбербанка пользователь Николай 96. — Цель — оплатить квитанции по квартплате и электричеству! Я обратился к работнику банка, Рублевой Марине Юрьевне, если не ошибаюсь, которая отказалась принимать мои платежи и отправила меня к терминалу. На вопрос, как я буду оплачивать крупными купюрами, вразумительного ответа не дала. Никто денег мне не разменял. Сдача мне на телефон не нужна, и платить я собираюсь столько, сколько нужно. Причем при получении талона в электронном терминале услуга «Платежи ЖКХ и др». была активна».
«Вчера, как обычно, пошел оплатить перед Новым годом платежи за услуги ЖКХ (электричество и газ в частном секторе) в Сбербанк г. Новокуйбышевска Самарской области, — поделился 29 декабря пользователь Алексей. — Однако операторы наотрез отказались принимать эти платежи и посылают оплачивать их только через терминалы, где и так огромные очереди, так как вводить в терминал нужно очень много данных и терминал сдачи не дает!!! Вызов заведующей отделением 7723 не изменил ничего».
Через терминалы граждан просят оплачивать даже пени в несколько копеек. Иногда помогают переговоры с руководством офиса, но во многих случаях работники банка не уступают ни при каких обстоятельствах.
«Здесь важно задаться вопросом, действительно ли банк прекратил оказывать эти услуги (прием платежей по ЖКХ, налогам и штрафам через операциониста) всем клиентам или только некоторым категориям, — размышляет ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов. — В первом случае все законно, и ничего с этим поделать нельзя, во втором — необходимо требовать от операциониста провести нужную вам услугу. Скорее всего, в банке действует внутреннее распоряжение с определенной даты перестать принимать такие платежи через операционистов».
Вперед — к безналичному будущему
Эксперты полагают, что в ограничении Сбербанка по приему платежей через операционистов нет ничего удивительного. Ведь глава банка Герман Греф давно заявлял о намерении изменить основной клиентский сегмент.
«Если вспомнить слова Германа Грефа о том, что Сбербанк перестает быть «банком для пенсионеров», которые делали основной поток регулярных платежей именно через «Сбер», то можно понять, что ничего экстраординарного не происходит, а просто реализуется озвученная стратегия, — считает директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. — И тогда выглядит вполне логичным то, что операционисты, которые ранее осуществляли коммунальные и иже с ними платежи, переориентируются на продажу более маржинальных продуктов. Решение о прекращении приема платежей по ЖКХ через операционистов абсолютно точно связано с политикой банка и с четко сформулированным мнением его руководства, считающего, что немалые средства, вложенные в установку терминалов, нужно окупать».
С ним согласен начальник управления по сопровождению
План превыше всего
Финансист из одной крупной кредитной организации предположил, что сотрудникам Сбербанка просто увеличили плановые показатели по привлечению клиентов к дистанционным каналам обслуживания. «Если дело зашло дальше заградительных комиссий для клиентов, то, скорее всего, это усиление некоей мотивации внутри «Сбера» с нового года, — говорит эксперт, пожелавший остаться неизвестным. — Я вполне допускаю, что сотрудникам поставили новый или повысили существующий KPI по привлечению клиентов к терминалам. В прошлом году руководство начало
Эти догадки подтверждает источник Банки.ру в Сбербанке. «Перед сотрудниками московских офисов «Сбера» был поставлен план — перевести к концу 2012 года 80% типовых операций физлиц в банкоматы и терминалы, — говорит он. — План этот по Москве не выполнен».
Кроме того, источник сообщил, что в январе на два дня все столичные офисы «Сбера» откажутся от проведения регулярных платежей через операционистов, устроив некую «профилактику» клиентам. «Скоро возможность оплаты услуг ЖКХ, налогов и штрафов через сотрудников банка вообще отменят», — заявил источник.
Стерпится — слюбится
Денис Ульянов из Общества защиты прав потребителей предполагает, что кредитной организацией движет желание не столько популяризировать терминалы, сколько разгрузить своих сотрудников. «Я не знаю точно, с чем связано решение Сбербанка, но знаю, что в паре очень крупных банков
Юрист консалтинговой компании «Лигерион Групп» Кирилл Тычкин отмечает, что масштабная программа Сбербанка по борьбе с очередями путем перевода большинства операций в удаленные каналы привела как минимум к двум проблемам.
«Что же касается действий сотрудников банка (отказ принимать некоторые платежи в окнах, недостаточное информирование клиентов о необходимости перехода к новому каналу обслуживания), то они являются неправомерными, поскольку банк фактически отказывает клиенту в проведении банковской операции, — уверен Тычкин. — В сложившейся ситуации сотрудники кредитной организации могут только предложить клиентам воспользоваться терминалами, но ни в коем случае не отказывать в приеме платежа через кассу».
Несмотря ни на что, со временем терминалы, по мнению банкиров, приживутся у российских клиентов не хуже банкоматов. «Нежелание клиентов осуществлять платежи самостоятельно через терминалы обусловлено многолетней привычкой платить через кассира, — рассказывает Герман Белоус из СБ Банка. — А устоявшиеся привычки в России, как правило, ломаются довольно радикальными методами. Да, людям старше 45 лет не
После публикации статьи свой комментарий касательно сложившейся ситуации прислали представители Сбербанка. «Отказ операционистов в приеме платежей в окошках внутренних структурных подразделений Сбербанка является недопустимым, — заявили в
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru