По секрету всему свету: как мы помогаем мошенникам

Дата публикации: 14.04.2016 00:00
15 548
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Спам в электронной почте, бумажная реклама в почтовом ящике в подъезде, СМС-сообщения с «выгодными» предложениями... Как спамерам стал известен ваш номер? Вполне возможно, вы сами предоставили разрешение использовать свои данные и сами же передали их в руки компании, занимающейся рекламной рассылкой.

Подавляющее большинство граждан если и слышали о правилах обработки персональных данных, то лишь довольно поверхностно. Поэтому случаи, когда данные о своем адресе и телефонном номере мы добровольно передаем в чужие руки, не редкость.

Бонусные карты

В магазине посетителю предлагают оформить карту клиента. Для ее получения, разумеется, необходимо заполнить анкету, где предлагается оставить свой номер телефона, адрес электронной почты и адрес проживания. Все эти данные крайне интересны компании, а большинство покупателей не особенно вникают в то, что именно перечислено в анкете. Зачастую, подписывая такой документ, пользователь соглашается в лучшем случае с получением сообщений о состоянии бонусного баланса на карте, а в худшем — на все рекламные сообщения от компании, выдавшей карту.

Поскольку правило «внимательно читайте все, что подписываете» многими старательно игнорируется, от внимания клиента может ускользнуть еще один пункт, гласящий, что персональные данные могут быть переданы «оператором» (например, магазином) третьим лицам. То есть компаниям-партнерам.

В случае с крупной торговой сетью этот пункт может быть оправдан: контактные данные покупателя могут передаваться субподрядчикам. Например, компании, предоставляющей заказчику услуги по обработке информации о клиентах, контролирующей начисление бонусов и т. п. А вот если такой пункт попадается в анкете, к примеру, парикмахерской — стоит задуматься о необходимости передавать свой номер телефона кому-то третьему.

По требованию клиента компания обязана предоставить сведения о третьих лицах. А некоторые крупные сетевые ретейлеры, упреждая этот запрос, размещают списки на своих сайтах. Вот только все, что можно выяснить из перечня ООО, АО и ИП, — количество тех самых третьих лиц. Понять же, какие функции они выполняют и в каких отношениях состоят с компанией, выдавшей карту клиента, невозможно.

Онлайн-магазины

Торговые площадки в Сети заслуживают отдельного упоминания. Как бы вам ни хотелось остаться анонимным, при заказе товара в любом случае придется указать телефон и другие данные. При этом лишь крупные магазины предлагают пользователю ознакомиться с соглашением об использовании и обработке его персональных данных. Большинство же сайтов о такой мелочи просто «забывают».

Несмотря на такую забывчивость, на многих сайтах при регистрации необходимо указать все контактные данные, включая в некоторых случаях так называемый платежный адрес (помимо адреса доставки), который должен совпадать с местом жительства покупателя. Без этого зарегистрироваться на ресурсе или оформить заказ будет невозможно. Куда именно «уходит» вся эта информация о клиентах, как хранится и кто имеет к ней доступ — неизвестно: в некоторых случаях на сайте магазина невозможно найти никакой информации о компании. А кроме вполне нормально работающих магазинов встречаются откровенно фальшивые площадки, нацеленные как раз на сбор данных о пользователях.

Facebook* со товарищи

Социальные сети стали настоящим кладезем информации о пользователях. Многие, указывая контактные данные в своем профиле, забывают изменить настройки конфиденциальности. В результате видеть их телефонные номера и адреса электронной почты может любой другой пользователь социальной сети.

К тем, кто все-таки скрыл персональные данные от незнакомцев, тоже есть подход. К примеру, можно создать небольшое веб-приложение вида «с кем ты чаще всего общаешься» или «о чем ты чаще всего пишешь» и запустить его в массы через десяток раскрученных аккаунтов. Мало кто обращает внимание, что такие «тесты» получают доступ ко всей информации аккаунта, а по ходу «тестирования» еще и анализируют содержимое всех постов, доступ к которым в обычном режиме посторонним «заказан».

Что могут третьи лица

Как можно воспользоваться данными об абонентах? Самое меньшее из зол — маркетинговые исследования, самое большее — использование данных для мошенничества. В связи с этим можно вспомнить неприятное открытие, сделанное одним из пользователей сайта «Хабрахабр» пару лет назад: спустя непродолжительное время после регистрации электронного кошелька в платежной системе на телефонный номер, указанный при регистрации, пришло откровенно мошенническое сообщение.

Чтобы проверить, действительно ли оба события связаны между собой, пользователь зарегистрировал еще один кошелек, но уже с другим номером и с другого компьютера. Результат был аналогичен: кто-то из сотрудников компании-партнера, получая доступ к телефонным номерам пользователей, пытался откровенно мошенническим способом выманить у доверчивых абонентов деньги.

Что может пользователь

Для начала — внимательно прочитать пункты анкеты и вычеркнуть все, что ему не нравится. И попросту не связываться с теми организациями, которые не желают делиться информацией о том, кому передаются его данные, кто их будет обрабатывать и сколько времени они будут храниться. Если же информация уже была предоставлена, клиент имеет право отозвать право на ее использование. Правда, здесь есть одна небольшая неувязка: проверить, действительно ли данные (в том числе и переданные партнерам) были уничтожены или заблокированы, практически невозможно.

Павел ШОШИН, Banki.ru

*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Странноватая статья. Почему в материале затронута онлайн коммерция и бонусные карты, а не профильное направление портала - банки? Могли бы рассмотреть всякие разные ситуации с банками. Как в заявках на кредит некоторые банки прописывают тоже аналогичное право на передачу ПД третьим лицам, и при отказе на кредит продают ПД в МФО. Рассмотреть прецеденты, как в своё время Тинькофф-банк, при установке мобильного приложения, получал контакты из телефона клиента и начинал их обзванивать с целью продвижения своих услуг. Как Авангард прописывал в своих договорах на кредитные карты право обрабатывать информацию из соцсетей(дабы упростить своим коллекторам работу). Да тысячи их!

Для начала — внимательно прочитать пункты анкеты и вычеркнуть все, что ему не нравится.

Ну и много было случаев когда банк давал бы зачёркивать что-то в своих формах? Будет стандартный ответ от клерка: "Это типовая форма банка, вы или соглашаетесь с ней полностью или отказываетесь"
10

romeo13
14.04.2016 10:14
я как то давно еще летел из Ростова в Анталию и мне такси нужно было. Меня потом заэсэмэсили "сауны Ростова", "боулинг клубы Ростова", быстро-займы разные. Номер слили. Ваш номер могут слить откуда угодно и кто угодно. Самое неприятное что записав ваш номер в телефонную книгу, мобильный банкинг может сразу показать являетесь ли вы клиентом "зеленого" банка. Ну а дальше могут и симку перевыпустить.
2

Трендец
14.04.2016 10:19
Борьба с этим всем очень простая - заводим мусорную симку и мусорный емэйл, которые и указываем во всех бонусных анкетах и прочем буллшите Проверяем их раз в неделю по настроению, чтобы весь этот мусор оптом удалять...

Кстати, помогает увидеть, как быстро расходятся ваши ценнейшие и персональнейшие данные по всяким третьим и четвертым лицам - после заполнения первой анкеты не прошло и недели, как полез всякий левый спам. Ящик вида vua***uris@mail.ru - так что на перебор адресов спамерами не спишешь
12

grfand
14.04.2016 10:28
Плюсом к предыдущему посту, еще банки почему то аккумулируют и обрабатывают информацию о третьих, совершенно посторонних людях:

- назовите телефон вашего ближайшего родственники, ваших друзей, коллег и подобное.
За подобные вопросы от юр.лица надо моментально выписывать штраф.

бумажная реклама в почтовом ящике в подъезде
вот это, равно как и реклама под дворником авто точно никак не связана с утечкой персональных данных.

Сам для рекламы использую отдельный номер и отдельный почтовый ящик, который проверяю, только в случае ожидания какой либо рассылки, как и телефон включаю, только в ожидании рассылки.
3

tosha_khoroshaya
14.04.2016 12:16
граниT пишет:

Для начала — внимательно прочитать пункты анкеты и вычеркнуть все, что ему не нравится.

Ну и много было случаев когда банк давал бы зачёркивать что-то в своих формах? Будет стандартный ответ от клерка: "Это типовая форма банка, вы или соглашаетесь с ней полностью или отказываетесь"
.

На самом деле договор - вещь двустороняя, какой бы он не был. Типовую форму можно менять - обращением к юристу компании или к администратору. Неоднократно делала такие вещи, как в банках, так и в магазинах. Помогало.
2

Материалы по теме