Оперативный лизинг недостаточно развит во всех отраслях, кроме авиации. Об этом заявил в интервью в рамках исследования рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх» генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл ЦАРЕВ.
— Какие значимые события произошли на рынке в четвертом квартале и за весь 2017 год?
— На мой взгляд, ключевым событием 2017 года можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.
— Как изменились за последние три года каналы продвижения компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, будут доминировать в 2018 году? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными.
— В разных сегментах лизинга эти каналы по-прежнему отличаются. В розничном лизинге силен канал дилеров. Для сегментов крупного бизнеса основным каналом остаются прямые продажи. Нельзя сказать, что каналы претерпели существенные изменения. Они развиваются, в каждом сегменте по-своему. Касаясь перспектив, я думаю, что удаленные каналы станут играть все большую роль в будущем. Это, пожалуй, один из ключевых трендов.
— Какое влияние на участников рынка лизинга окажет применение федерального стандарта бухгалтерского учета «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы использования стандарта?
— Пока судить сложно. С одной стороны, переход на новый стандарт приведет к утяжелению учета, как следствие — к возможному возникновению дополнительных затрат. Хотя для компаний, которые ведут отчетность по МСФО, эти изменения будут относительно невелики. С другой стороны, повысится прозрачность лизинговой отрасли. Потому как текущий стандарт, действительно, не позволяет в полной мере оценить финансовое состояние лизинговой компании по ее отчетности. Это будет важный шаг как для всей отрасли, так и для каждой компании: вырастет прозрачность отрасли и прозрачность каждой компании для ее инвесторов и клиентов.
— Насколько снизились ставки по лизинговым договорам? Какую их динамику вы ожидаете в 2018 году?
— Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на динамику снижения ключевой ставки. Весь банковский рынок, а за ним и лизинговый двигаются за ключевой процентной ставкой. Соответственно, ее снижение в 2017 году привело к снижению ставок на лизинговом рынке, ее снижение потенциально в 2018 году будет способствовать дальнейшему снижению ставок на лизинговом рынке.
— Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет сокращение объемов госсубсидий по автолизингу?
— Мне кажется, это может негативно отразиться в краткосрочной перспективе и относительно нейтрально — в среднесрочной. Я бы даже сказал, существенно негативно в краткосрочной и умеренно негативно — в среднесрочной. Если, например, как это было в 2017 году, программа субсидирования закончится в ноябре и, по прогнозам, продолжится в январе, то все, кто рассчитывает получить субсидии, в декабре вообще ничего не будут покупать. И мы получим существенный провал. Если субсидия закончится в мае, а следующая будет, допустим, в январе, то субъекты рынка вряд ли согласятся ждать. По окончании программы почувствуется некое разочарование, но через три-четыре месяца интерес относительно восстановится. При этом говорить о том, что отсутствие субсидий вообще никак не повлияет, нельзя. Субсидии побуждают определенных субъектов малого бизнеса покупать машины, которые без субсидий, возможно, они бы купить не смогли.
— Какие угрозы для автосегмента вы видите в 2018 году?
— Существенных угроз для сегмента я не вижу. На мой взгляд, сегмент станет хорошим барометром того, что будет происходить в малом бизнесе. Если сегмент растет, повышается и настроение у малого бизнеса России; если сегмент стагнирует, настроение участников рынка меняется и их что-то беспокоит, причем не столько в лизинге, сколько в целом в экономической ситуации или в их бизнес-моделях.
— В каких сегментах оперативный лизинг недостаточно развит?
— Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде, но, если составлять какой-то виртуальный рейтинг, можно сказать, что на первом месте (по развитию оперативного лизинга. — Прим. Банки.ру) стоит авиация, а на втором — железнодорожный транспорт. Существенным сдерживающим фактором развития операционного лизинга являются процентные ставки. Чем они ниже, тем выше будет потенциал этого рынка. Когда мы уйдем в ставки лизинга менее 7—8% (надеюсь, что это время наступит), тогда мы увидим существенный сдвиг из финансового лизинга в оперативный. Потому что низкая процентная ставка позволит участникам рынка комфортно работать с большими остаточными платежами.
— Как будет развиваться, по вашему мнению, сегмент лизинга железнодорожной техники? Какие виды вагонов будут востребованы именно получателями?
— На мой взгляд, рынок железнодорожной техники будет развиваться относительно спокойно. С одной стороны, мы видим, что все основные производства загружены; с другой — нас, как и всех участников рынка, волнует баланс спроса и предложения на рынке подвижного состава. Последний год наблюдается дефицит, который может сохраниться еще первые шесть месяцев 2018-го. Ожидать каких-то значительных новых сделок на рынке сложно, за исключением финансирования существующей программы. Возможно рефинансирование портфелей, что приведет к росту нового бизнеса в отчетности лизинговых компаний без роста лизингового портфеля. Это будет означать, что часть портфеля просто перешла от одной компании к другой. Рынок железнодорожной техники будет основным видом имущества, которое может мигрировать между портфелями лизинговых компаний. Количество клиентов в данном сегменте ограничено, предмет лизинга понятен, и сумма относительно портфелей крупная. Этот рынок наиболее чувствителен к ставкам, и именно он с высокой долей вероятности может рефинансироваться в течение года.
См. также интервью с другими партнерами исследования RAEХ