Как развивается масштабная реформа лизинга, каким образом она затронет республику и какое место занимает Татарстан на лизинговом рынке, в интервью журналистам ИА «Татар-информ» рассказал советник первого заместителя председателя Банка России Сергей МОИСЕЕВ.
— Добрый день, Сергей Рустамович. Расскажите о реформе лизинга, в чем ее суть и причины проведения.
— Банк России совместно с Минфином РФ разрабатывает и реализует реформу лизинга. Она состоит из трех связанных направлений. Первое — введение рамочного государственного регулирования на этом рынке и установление требований к минимальному капиталу лизинговых компаний. Сейчас он является нерегулируемым. Фактически это деятельность, которой могут заниматься любые юрлица и граждане.
Второе направление нашей реформы связано с тем, что нам предстоит улучшить защиту имущественных прав лизингодателей. Ввиду неурегулированности судебной практики лизинговые компании проигрывают большинство судебных споров. Наша задача — сделать для них максимально комфортную правовую среду, чтобы их потери стали меньше. Это связано с поправками в Гражданский кодекс.
Третье направление — налоговое. Лизинговый сектор будет переведен на международные стандарты финансовой отчетности, отсюда возникает потребность в новой редакции Налогового кодекса.
Сейчас уже окончена работа над первой частью, связанной с регулированием лизинга. Параллельно Банк России и Минфин начали подготовку законопроекта по изменениям в ГК.
— В Татарстане вы провели встречу с региональными лизинговыми компаниями. Рассказали предпринимателям о причинах и сути реформирования рынка, о грядущих изменениях. Почему вы посетили именно наш регион?
— Потому что республика — это крупнейший региональный рынок, здесь работают не только крупнейшие федеральные компании, но и местные. В общей сложности в Татарстане ведут деятельность около 30 лизинговых компаний и филиалов. По оценкам экспертов, их совокупный лизинговый портфель превышает 25 миллиардов рублей, а объем нового бизнеса за прошлый год составил около 15 миллиардов рублей.
Более того, республика первой среди субъектов открывает свою совместную с Корпорацией МСП дочернюю лизинговую компанию. К тому же в регионе хорошо развита практика поддержки лизинговой деятельности со стороны республиканского правительства.
— Можно подробнее рассказать о причинах, которые побудили регулятора к реформе?
— Причин несколько. Лизинговая деятельность достигает значительных размеров (после банков это второй сектор с точки зрения размеров кредитных требований), однако в настоящее время она является нерегулируемой.
Еще один важный фактор заключается в том, что лизинг связан с приобретением основных средств. Лизинговые компании покупают для клиентов автомобили, технику, самолеты, вагоны и другое имущество. Это значит, что лизинг напрямую влияет на темпы развития реального сектора экономики. Регулирование рынка позволит увеличить эти темпы, одновременно повысив инвестиционную привлекательность лизинговых компаний.
Третья причина в том, что на федеральном и региональном уровнях в лизинговые компании вкладываются значительные бюджетные средства, так как лизинг рассматривается государством как один из инструментов развития экономики. Чтобы более эффективно использовать этот механизм, рынок лизинга необходимо упорядочить, институализировать, повысить его прозрачность. В результате реформы лизинговые компании получат особый юридический статус, будучи некредитными финансовыми организациями, — это необходимо для качественного законодательного регулирования отрасли.
Кроме того, мы предполагаем введение государственного реестра. Компании, которые являются профессиональными участниками рынка и для которых эта деятельность является основной, войдут в этот реестр, и для них будут произведены изменения в бухучете. Сектор будет переведен на международные стандарты, что позволит точно понимать, из чего он состоит. В результате мы определим периметр этого рынка, сейчас же мы не знаем точно ни его размеров, ни стоимости лизинга в стране.
— То есть точные объемы российского рынка лизинга неизвестны?
— Неизвестны. Есть приблизительные экспертные оценки, согласно которым лизинговый портфель сейчас составляет порядка 3,4 триллиона рублей: это, видимо, близко к действительности. Но из какого имущества состоит лизинговый портфель, какова стоимость лизинга в стране, сейчас точно определить нельзя.
Реформа позволит сформировать отраслевую статистику, будет создан перечень официальных компаний, которые занимаются лизингом, можно будет сделать выводы о том, какие меры господдержки и в каком объеме нужно применять для этого рынка, чтобы он работал эффективнее.
— Нет ли у вас опасений, что многие участники рынка покинут его после введения регулирования?
— В начале реформы мы провели исследование совместно с Федеральной антимонопольной службой. Выяснилось, что на рынке сейчас несколько сотен участников, его ядро составляют порядка 200—300 крупных компаний федерального и регионального масштабов. Лизинг для них — основной вид деятельности, они ничем больше не занимаются. При этом есть множество микрокомпаний, для которых лизинг не является профильным видом деятельности. У них есть одна или несколько сделок. Какая-то часть из них изначально была создана, чтобы получать государственные льготы. Их клиенты — аффилированные лица, они не работают на открытом рынке. Такие организации уйдут с рынка в результате реформы. Более того, по нашим данным, большинство из этих компаний уже ушли, не дожидаясь вступления в силу положений реформы. По данным ФАС, доля таких компаний в общем объеме лизингового рынка невелика, поэтому их уход не окажет негативного влияния на развитие рынка.
— Вы упомянули, что реформа проходит в несколько этапов. Расскажите подробнее о сроках реализации ваших планов.
— Первый законопроект, который предлагает введение регулирования и требований по капиталу, находится в финальной стадии готовности. Планируется его скорое внесение в Госдуму. Мы ожидаем, что Минфин внесет его до конца весенней сессии. До конца лета мы будем работать над черновиком законопроекта по Гражданскому кодексу. Когда он будет готов, мы планируем приступить к налоговой части реформы.
Точных сроков мы себе не обозначаем, главное — это обеспечить комплексность этих изменений.
— Можете добавить какие-то подробности про изменение Гражданского кодекса?
— Мы изучили судебную практику по лизинговым сделкам за 2017 год. Обнаружилось, что лизингодатели в спорах со своими клиентами, как правило, проигрывают. Сначала у нас была версия, что проигравшие — это какие-то маленькие компании, которым не хватает юридической поддержки, но позже выяснилось, что зависимости от размера компаний нет — это общее явление. Причина поражения в судах — неурегулированность правового поля.
Суть большинства судебных разбирательств связана с урегулированием дефолтов клиентов. Что должно происходить, если клиент не платит? Сейчас при дефолте клиента он обычно лишается права пользования имуществом, которое принадлежит лизинговой компании, и отношения между сторонами договора прекращаются. Однако лизинг представляет собой форму финансирования, поэтому по идее клиент обязан возместить и все расходы, которые лизинговая компания понесла ради него. В настоящее время существует правовая неопределенность в отношении того, что происходит в случае дефолта. Мы ее планируем законодательно разрешить и унифицировать судебную практику.
Кроме того, в случае если клиент не платит лизинговой компании за пользование купленным по его заказу имуществом, лизинговая компания вынуждена решать вопрос об изъятии имущества через суд. Отсюда возникают дополнительные финансовые и временные издержки. Поэтому мы планируем ввести процедуру внесудебного взыскания, чтобы упростить дефолт-менеджмент. Лизинговая компания будет регистрировать сделки у нотариуса, и когда клиент допускает неплатежи, то лизингодатель сможет пойти к нотариусу и получить исполнительную надпись — эквивалент судебного решения. На основании этой надписи приставы заберут имущество у неплательщика. Все это должно снизить расходы лизингодателя, повысить дисциплину клиентов, снизить потери дефолтов.
— Как вы охарактеризуете рынок лизинга Татарстана?
— На республиканском рынке представлены три бизнес-модели. Первая — когда лизинговая компания является дочерней структурой банка. То есть для банка лизинг — это один из каналов продаж. Вторая модель: у правительства Татарстана есть свои дочерние компании, которые выполняют функции развития, в их числе существует и лизинговая компания. Эта компания, предоставляя услуги лизинга на льготных условиях, способствует развитию малого и среднего бизнеса в регионе. Третья модель — это независимые лизингодатели, они не связаны ни с правительством, ни с банками. Это организации, которые специализируются в основном на предоставлении в лизинг автотранспорта, спецтехники строительной техники. Такие компании фондируются в основном за счет банковских кредитов.
В отличие, например, от московских лизинговых компаний, которые работают с крупным бизнесом — поставляют в лизинг самолеты, железнодорожные вагоны, водные суда, — ключевая функция лизинговых компаний в Татарстане — это оказание малому и среднему бизнесу услуг, которые являются альтернативой банковскому кредитованию.
Егор НИКИТИН